Народный артист России – о красоте столицы РТ, философии «Мастера и Маргариты», засилии фэнтези на экранах и цензуре в искусстве
Фото: пресс-служба фестиваля «Рахманинов. Грани»
Перед своим выступлением Валерий Баринов поделился впечатлениями с журналистами о Казани, порассуждал о Михаиле Булгакове, современном кино, искусстве.
«Что касается Казани – она мне очень нравится. Я был здесь раз 15, не меньше. Но при этом ни разу не видел города. Я сегодня первый раз был в Кремле. Хорошо, что я рядом живу и у меня был час, смог погулять. Я мечтаю выкрасть у жизни день, чтобы приехать в Казань и походить по городу. Он невероятно красивый», – рассказал артист.
В Казань Валерий Баринов приехал, чтобы прочитать на Рахманиновском фестивале фрагменты из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова, этот писатель для него – очень театрален и сценичен. Актер признался, что поначалу были сомнения, ведь сочетание для сцены довольно необычное: сочинения композитора и писателя в одном представлении, на первый взгляд не связанные друг с другом. Но после первой репетиции вопросы отпали сами собой, признался Валерий Баринов. Добавим, что оба произведения («Мастер и Маргарита» и «Симфонические танцы») были завершены в 1940 году и во многом стали отражением тогдашних настроений в обществе. В своих сочинениях и Булгаков, и Рахманинов раскрывают нетленную тему борьбы добра и зла.
«Мы впервые встретились (с пианистами – прим. ред.), примерились друг к другу. Спектакль любопытен тем, что мне самому интересно, что из этого получится. В представлении несколько глав, которые подобраны под трех героев – Мастера, Маргариту и Воланда. Конечно, история Понтия Пилата проходит красной нитью через все. Сочетание любви, тоски, ухода», – поделился Валерий Баринов.
Стремительное знакомство Валерия Баринова, Павла Райкеруса и Петра Лаула не помешало объединиться в команду на сцене. «Потрясающие музыканты! Завидую зрителям, которые услышат игру этих пианистов на представлении. Я получал наслаждение от того, что слышал на репетиции. Я читал-то по-другому, импровизировал, когда они играли», – добавил актер.
Как признался актер, за свою жизнь он просмотрел много прекрасных спектаклей на основе произведения Булгакова, с фокусами, современными технологиями, отличной сценической игрой, и пришел к выводу, что «Мастер и Маргарита» – это роман, который раскрывается только с помощью литературы. «Михаил Афанасьевич закрыл эту тему, раскрывать и доказывать что-то не нужно. Его необходимо только перечитывать и наслаждаться образами. Я ни разу не испытал такого восторга при просмотре балета, фильма, спектакля, как при прочтении книги», – добавил Валерий Баринов.
«Больше всего меня поразил ракурс разглядываемой проблемы. Самым слабым звеном является Мастер. Но я не совсем так выразился. Это, скорее, от скромности Михаила Афанасьевича. Я не помню, чтобы этого персонажа кто-то удачно играл. Мастер стоит в стороне. Булгаков будто боится его раскрывать, потому что этот герой – о нем самом. Писатель не дает волю открыть себя. Но как он изменил Иешуа – в романе ему 27. Хотя мы знаем, конечно, что Иисусу было 33 года. Как же должен мыслить человек, чтобы так рассмотреть проблемы художника, любви и власти», – отметил актер.
Сейчас Валерий Баринов наряду с выступлениями на сцене продолжает съемки в кино, актер признался, что современные картины его совсем не радуют. Сегодня, по его мнению, в широком прокате нет фильмов, которые можно было бы назвать искусством. «Я несколько разочаровался в кино. Снимаюсь, конечно, но не так, как раньше. Кино, на мой взгляд, перестало быть искусством, это теперь коммерция. Раньше мы говорили: художник должен идти за толпой, люди должны тянуться за ним. Есть выражение в марксистско-ленинской эстетике: «Искусство – это способ познания и отражение действительности посредством художественных образов». А что мы видим сегодня? Кино идет за толпой: кто же больше принесет денег? А прибыль будет от детей. Поэтому в нашу жизнь влезают столько фэнтези и сказок. Хотя ничего не имею против этих жанров».
В современном кино актера пугает уход от действительности. Вдобавок тенденция постоянно «сидеть в телефонах» и потреблять бесконтрольно информацию лишает общество сострадания, а фэнтези еще больше отдаляет людей от ощущения реальности, считает Валерий Баринов.
«Несправедливо будет говорить, что все плохо. Много хороших фильмов, но их не продвигают и не рекламируют. Я часто бываю председателем жюри на разных фестивалях, где представляют авторское кино. Есть много хороших режиссеров, особенно женщины: Наталья Назарова, Лариса Садилова. Потрясающие картины снимают. Но это не то кино, на котором заработаешь денег, зато оно заставляет думать и работать», – пояснил артист.
Радость все еще приносят театр, концерты и встречи с публикой, отметил Валерий Баринов. «У меня есть много литературных музыкально-поэтических вечеров, например, с Ольгой Кабо. Этот формат довольно востребован, он доставляет мне наибольшее удовольствие».
Валерий Баринов высказался и о цензуре в искусстве: «Искусство начинается с боли, которую я должен выразить. А мне говорят: «Нет, старик, это не подходит». Искусство и культура – для меня понятия разные, культура – это набор мер и ограничений. Мы говорим: культура поведения, культура совместного существования. Поэтому она нас во многом контролирует, а художник не должен быть ограничен!»
Актер вспомнил, как присутствовал на одной из передач вместе с критиком Андреем Максимовым, рассказавшем про японского драматурга. Последний заявил об отсутствии цензуры в России: так у авторов пропадет стимул, ведь теперь им все дозволено. «Я сказал Максимову: «Успокойся и передай своему другу: у нас пришла другая – жесточайшая цензура денег», – резюмировал Валерий Баринов.