72-летний мореплаватель из Татарстана рассказал о том, как за 9 месяцев преодолел 45 тысяч километров и сбросил 16 кг, а также о встрече с пиратами и ловле акул.
Фото: Instagram.com/leftmaker/
Алмаз Асхатович, как появилась идея совершить кругосветное путешествие?
А.А.: Она возникла давно, еще в самом начале, когда я только увлекся парусным спортом. Тогда мне было 40 лет, а до этого я был летчиком – 16 лет управлял гражданскими самолетами. Летишь в самолете и видишь в иллюминаторе море – большое, необъятное. Всякий раз, пролетая над ним, хотел познать эту стихию.
И мечта сбылась. В начале 90-х годов мы с командой проплыли на яхте вокруг Европы. Можно сказать, это была подготовка к кругосветному путешествию.
В Казани я возглавляю школу при Федерации парусного спорта Татарстана, обучаю желающих освоить этот вид транспорта. Среди учеников обязательно есть те, кто влюбляется в водную стихию, такими стали Виль Сагитов и Ильфат Миннибаев. Они купили в Санкт-Петербурге яхту, привезли ее в Казань и начали готовиться к нашему путешествию.
На мачте у нас развевались флаги России, Татарстана и 100-летия ТАССР. Я патриот своей республики, как бы банально это ни звучало.
Вы составляли специальный маршрут? Какие места вы обязательно хотели посетить?
А.А.: Да, безусловно, мы продумывали наш маршрут. Он был классическим – охватывал основные страны, моря, океаны, проливы. Но путешествие из-за пандемии коронавируса могло накрыться медным тазом, многие страны закрыты. Мы специально никому не рассказывали о наших планах, о путешествии знали единицы – не хотели лишней шумихи.
Итак, 28 июля прошлого года мы из Казани отправились в Турцию. Там долго ждали опреснитель морской воды, из-за эпидемиологической ситуации поставки оборудования затормаживались.
Из Турции мы вышли 15 сентября, прошли по Средиземному морю, Атлантическому океану, через Алжир, Тунис, пролив Гибралтар, Гренадины в Карибском бассейне, Панамский канал. В Тихом океане останавливались на Маркизских островах.
Вся сложность путешествия была в том, что не все страны разрешали нам заходить в порт, поэтому маршрут периодически менялся. Так было на островах Самоа и Футуна, из-за распространения инфекции нас туда не пустили. Топлива уже практически не было, заканчивалось и продовольствие, мы еле зашли в Вануату. Здесь нас закрыли на две недели на карантин – нам было запрещено покидать яхту. Благо, топливо и еду нам привозили.
Затем мы отправились в Австралию, но туда не пустили, пришлось пойти севернее – через Гвинейский залив. В Дарвине нас заправили, дали продукты. Там мы должны были встретиться с соотечественниками, но не разрешили. В Индонезию и Шри-Ланку, которые были изначально в маршруте, мы также не попали.
Удачно зашли на Мальдивы, отдохнули, заправились и поплыли дальше. Следом был Аденский залив, Суэцкий канал и Средиземное море, где 15 июня этого года в Мармарисе завершилось путешествие. В общей сложности за 9 месяцев мы прошли 45 тысяч километров пути. Сейчас наша яхта находится в Турции и будет использоваться как учебное судно.
Как вы готовились к этой поездке?
А.А: Конечно, очень важна профессиональная подготовка, а также физическое здоровье. Перед путешествием мы всем экипажем прошли полное обследование. Это была обязательная процедура, ведь в море никто не помог бы нам в случае болезни. К счастью, у нас все прошло гладко, единственное – первые три дня была морская болезнь, но потом она прошла. А еще за поездку я похудел на 16 килограммов.
Плохо питались, поэтому похудели?
А.А: Нет, это все стресс. Ну, представьте, вы не знаете, что с вами произойдет, примут ли в том или ином порту. Я ведь капитан, на мне большая ответственность.
А питались мы неплохо – запаслись большим количеством специальных сублимированных продуктов в пакетиках, которые можно просто заливать кипятком и есть. В портах покупали рыбу, овощи, фрукты. Также часто выручали моряки, вместе с топливом давали и рыбу. Это настоящая морская поддержка, у нас так заведено.
А еще как-то раз мы поймали акулу длиной около полутора метров, тунца, барракуду тоже ловили.
По какой еде больше всего скучали?
А.А: Скучал по мясу, вареной картошке и пельменям. Сейчас меня упорно откармливают родственники. Сестренка в аэропорту встретила с большим бәлешем.
Что из путешествия запомнилось больше всего?
А.А: Каждый день запоминается: море разное, закаты тоже. Мир стал жестче – к такому выводу я пришел после поездки. Раньше было проще ходить, можно было зайти в любую страну без справок, договоренностей. Сейчас кругом деньги и все через агентов. Это отрицательный момент такого путешествия.
В Аденском заливе нам встретились пираты. Нет, не подумайте, на Джека Воробья они не были похожи – в обычной одежде, без сабли и повязки на глазу. Подплыла к нашей яхте деревянная лодка примерно 9 метров длиной, а в ней пять арабов. Я держал наготове ракеты – эффективное оружие, оно спалило бы их лодки. С незнакомцами завязался разговор: сначала они попросили закурить, затем попросились к нам на борт. Но я сразу же отказал, сказал, что это чужая территория – Россия. Они все приглядывались к нам, думали, видимо, стоит ли с нами связываться. Признаться, беспокойство было, но виду подавать было нельзя. К счастью, ничего плохого не произошло.
В целом поездка опасная – не знаешь, что случится через минуту. Но был один запоминающийся случай. В Атлантическом океане мы встретили большую заброшенную лодку, около 8-9 метров длиной. Опасность была в том, что в сумерках ее можно было попросту не заметить и столкнуться с ней, но все обошлось.
Вы путешествовали почти год. Не уставали от воды? Как переносили смену климата?
А.А: Средняя скорость яхты составляет 7 километров в час, так что перемену климата особо не ощущали. Сложнее было в самолете, когда в Россию возвращались.
От воды не уставали, море везде разное, имеет свой характер, настроение, которым сам заряжаешься. Для меня самое красивое по цвету море – Эгейское, а вот самое богатое на рыбу, микроорганизмы – Японское.
В поездку мы брали с собой теплую одежду, но она практически не понадобилась. На воде нужна непромокаемая одежда, специальный костюм, потому что главная проблема на яхте – сырость и влага.
Делили ли обязанности на борту между членами экипажа?
А.А: Распорядок дня у нас был напряженный: каждый нес вахту по 4 часа, Виль отвечал еще за приготовление пищи. Весь день был расписан по часам, так что просто посидеть на яхте, свесив ноги, времени не было. Но купались мы каждый день.
А как вы поддерживали связь с родными и близкими?
А.А: Через спутниковую связь, писали друг другу СМС-сообщения. Таким же способом общались с нашим помощником Юрием Никольским – он через специальную программу координировал нас, сообщал о погоде на той или иной местности, скорости ветра – это очень помогало.
Вы финишировали в Турции. Как вас там встретили?
А.А: Из-за закрытых границ журналистов и репортеров не было. Нас встретил хороший друг, соотечественник Ильшат Назипов, он уже много лет живет с семьей в Турции.
Встав на землю, я подпрыгнул и сказал: «Мы это сделали!». Члены экипажа обнялись и поздравили друг друга.
Есть ли еще места на карте, куда вы хотели бы отправиться?
А.А: Мыс Горн – самая южная точка Южной Америки. Это очень опасное место, где 9 месяцев штормит. Для моряка побывать на мысе Горн – это как для альпиниста покорить Эверест.
Еще не скучаете по морю?
А.А: Пока нет, постепенно прихожу в себя. Но через месяц, наверное, уже начнет тянуть к морю.