В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
В маршрут вошли локации, где великие личности встретили свою любовь
Фото: Денис Гордийко
Романтический маршрут начинается с дома №70 по улице Московской, который хранит воспоминания о самой знаменитой истории любви Габдуллы Тукая и Зайтуны Мавлюдовой. В начале XX века здесь находилась редакция «Аль-Ислах» (тат. – Реформа), куда часто наведывался татарский поэт к своему другу Фатиху Амирхану. Именно в этом месте Габдулла Тукай впервые встретил свою единственную возлюбленную и музу Зайтуну Мавлюдову.

Девушка чуть младше поэта была родом из Чистополя, воспитывалась в купеческой семье. В жизни обоих зародившаяся платоническая связь стала их первой романтической связью. Несмотря на то, что они встречались всего пять-шесть раз, Габдулла Тукай посвятил своей музе множество любовных произведений. Одно из самых известных стихотворений – «Утырышу» (тат. – Свидание).
«Я убежден, что дева эта – ангел,
Не суетиться б здесь ей в этом ранге,
Ей место настоящее на небе,
Я, по сравненью с нею, мал и жалкий.
Любимой быть дано ей по рожденью,
Любить и радовать всех рядом с нею
И сокрушать таких, как я, влюблённых:
«Нет, никогда ей не бывать моею!».
В апреле 1913 года, когда поэт находился при смерти и лежал в Клячкинской больнице, его навестила Зайтуна. Однако Габдулла Тукай отказался показаться возлюбленной, не желая остаться в ее памяти в «чахоточном состоянии» – туберкулез его «съедал».
Возлюбленная поэта пережила его на 45 лет: успела пожить в Турции, выйти замуж за дипломата и родить сына. Ушла из жизни Зайтуна Мавлюдова в Казани. «Ее могила находится на Ново-Татарском кладбище, прямо напротив могилы Габдуллы Тукая. Они расположены так, словно смотрят «друг другу в глаза», – рассказал советский и российский историк и краевед Анатолий Елдашев.
Когда стихи оживают: прогулка по «Черному озеру» вслед за Вероникой Тушновой
Далее казанцам и гостям столицы предлагают посетить парк «Черное озеро». На входе в общественное пространство располагается «Арка влюбленных», построенная в 1930-х годах. Со временем архитектурный элемент парка приобрел символическое значение. Благодаря эллиптической форме постройки люди, стоящие по разные ее стороны, могут услышать друг друга даже шепотом. Хорошее место, чтобы признаться в чувствах или сказать заветные слова.

Прогуливаться по парку любила и русская советская поэтесса, уроженка Казани Вероника Тушнова. Со своей первой любовью, врачом-психиатром Юрием Розинским, она часто встречалась на «Черном озере»: летом влюбленные гуляли по живописным аллеям, читали друг другу стихи, а зимой катались на коньках. Жила поэтесса в центре города, на ул.Большой Казанской (прим. ред. ныне – ул.Большая Красная), а из ее окон виднелись купола Пятницкой церкви.

Одно из своих стихотворений, посвященное Юрию Розинскому, Вероника Тушнова написала в военные годы. Проникновенные строки выводились на клочке старой бумаги после дежурства в госпитале.
«Не отрекаются, любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
А ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
Когда в стекло ударит вьюга,
Когда припомнишь, как давно
Не согревали мы друг друга…»
Следующая точка романтического маршрута – улица Горького. Здесь расположен дом-музей, посвященный русскому писателю Максиму Горькому и великому оперному певцу Федору Шаляпину.

Ранее в этом доме располагалась небольшая булочная пекаря Андрея Деренкова, где в 1886-1887 годах юный Алексей Пешков (Максим Горький) работал подручным. Именно в ее стенах пролетарский писатель впервые увидел Марию Деренкову. Женщину, которая оставила большой след в творчестве и на жизненном пути писателя. «Он часто «не дыша» смотрел на нее, когда она навещала родственника в пекарне, – отметил Анатолий Елдашев. – Однако безответная любовь стала неудачной».
«Больная Мария жила где-то на чердаке и редко спускалась вниз, а когда она приходила, я чувствовал себя неловко, точно меня связывало невидимыми путами», – писал Максим Горький в произведении «Мои университеты».

Неразделенная любовь чуть не лишила жизни писателя: он купил на рынке револьвер и выстрелил себе в грудь, желая попасть в сердце, но промахнулся. Один из прохожих помог раненому прозаику и доставил его в Клячкинскую больницу. Позже за этот поступок его судили на церковном суде.
Любовь по имени Любовь: казанский роман будущего революционера Владимира Ленина

Примерно через километр от предыдущей локации, минуя Лядской сад, жители и гости столицы РТ могут увидеть дом-музей В.И.Ленина. Здесь российского революционер жил с семьей после ссылки в село Кокушкино (с сентября 1887 года по май 1888 года). Дом посвящен казанскому периоду жизни Владимира Ленина – времени взросления и влюбленности.

В этот период Владимир Ленин начал искать спутницу жизни. Старшая сестра – Анна – знакомила брата со своими подругами, но они казались слишком юными для не по годам зрелого Владимира. Немногим позже в особняке своей тети, в доме Веретенниковых, революционер встретился со своей первой влюбленностью – Любовью Картиковской, которую не отпугнула серьезность юноши. Их отношения отражают сложные личные драмы и политические устремления конца XIX века.
«Я боялся испортить наше счастие»: невысказанное признание Льва Толстого на аллеях Архиерейской дачи
Завершающей точкой романтического маршрута станет Архиерейская дача, парк около Ново-Иерусалимского монастыря. Именно там прогуливался русский писатель Лев Толстой вместе с дворянкой Зинаидой Молоствовой. Молодые часто выезжали за город, чтобы их никто не видел, и гуляли по затененным аллеям Архиерейской дачи. По словам Анатолия Елдашева, сохранившиеся липовые аллеи и древние сосны, растущие с 1767 года, напоминали Льву Толстому его детство и аллеи Ясной Поляны.
«Ежели бы у меня спросили, зачем я жил в Казани, что мне было приятно, отчего я был так счастлив? Я не сказал бы, что это потому, что я влюблен. Я не знал этого. Мне кажется, что это-то незнание и есть главная черта любви и составляет всю прелесть ее. Я ни слова не сказал ей о любви, но я так уверен, что она знает мои чувства, что ежели она меня любит, то я приписываю это только тому, что она меня поняла. Мои отношения с Зинаидой остались на ступени чистого стремления двух душ друг к другу. Но, может быть, ты сомневаешься, что я тебя люблю, Зинаида, прости меня, ежели это так, я виновен, одним словом мог бы я тебя уверить», – писал Лев Толстой в своих дневниках.
Писатель часто вспоминал свою возлюбленную и при посещении Казани в 1860-х годах спрашивал о ней. Зинаида Молоствова навсегда осталась в дневниках и воспоминаниях будущего классика.
«Помнишь Архиерейский сад, Зинаида, боковую дорожку. На языке висело у меня признание, и у тебя тоже. Мое дело было начать; но, знаешь, отчего, мне кажется, я ничего не сказал. Я был так счастлив, что мне нечего было желать, я боялся испортить свое... не свое, а наше счастие. Лучшим воспоминанием в жизни останется навсегда это милое время», – вспоминал Лев Толстой.
Фото предоставлено администрацией Дома-музея В.И.Ленина