Всего с начала 2021 года жители республики обратились за защитой своих потребительских прав более 5 тысяч раз.
Фото: Денис Гордийко
«В топ-3 жалоб на услуги вошли обращения по работе банков и организаций, оказывающих финансовые услуги, нарушению прав потребителей при дистанционной торговле и качеству оказания бытовых услуг», – рассказала она и добавила, что чаще всего конфликты происходят из-за того, что люди невнимательно читают документы.
Например, банки при заключении договора нередко предлагают дополнительные услуги. Они предусмотрены законом, и человек вправе от них отказаться. Специалисты должны доносить до потребителя информацию о том, кто предоставляет услуги, что в них входит и какая стоимость, но не все это делают. Часто такие услуги изначально включаются в договор, причем без указания стоимости, а клиент не читает его перед подписанием.
«Любой договор необходимо внимательно читать и подписывать только в том случае, если вы согласны со всеми пунктами. Не просто так в кредитной организации просят поставить подпись на всех страницах договора. В таких случаях бывает крайне сложно доказать, что банк навязал свои услуги», – предупредила Марина Трофимова.
Она отметила, что после рассмотрения 5,2 тыс. обращений почти 1,7 тыс. правонарушителей были привлечены к административной ответственности. Сумма наложенных штрафов составила порядка 14 млн рублей. Возбуждено 310 административных дел, сумма штрафов составила 4 млн рублей. Также управление участвовало в 320 судебных процессах по защите прав потребителей финансовых услуг, в результате потерпевшим присуждено 16,5 млн рублей, в том числе 1,5 млн – за моральный ущерб.
В 2021 году поступает много жалоб на недобросовестную работу автосалонов при реализации новых или поддержанных машин. Такая ситуация характерна не только для Татарстана, но и для других регионов. «Люди не могут купить машину в той комплектации, которая представлена, им навязывается дополнительное оборудование, опции и услуги», – сообщила заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по РТ.
Она советует заранее читать отзывы других покупателей, обращать внимание на то, является ли автосалон официальным дилером, и читать все пункты договора, даже если они написаны мелким шрифтом.
Также Марина Трофимова напомнила, что сейчас начинается период распродаж и акций, которые ассоциируются у людей с выгодными покупками. По ее словам, часто люди выбирают онлайн-шоппинг и попадают в руки мошенников.
«Хочется напомнить, что даже если вы совершаете покупку на распродажах, у вас сохраняются все имеющиеся права потребителя. Вы так же вправе сделать возврат: при ненадлежащем качестве или в течение двух недель обменять товар, если он не подошел. И, конечно же, перед стартом распродаж мы советуем изучить стоимость продукта, так как часто продавцы делают псевдоскидки», – отметила она.
Кроме того, в Управлении Роспотребнадзора по РТ советуют убеждаться в том, что продавец не прячет информацию о себе. На сайте или в приложении должно быть указано фирменное наименование продавца, место его нахождения, режим работы, ОГРН для юрлиц, фамилия, имя, отчество и ОГРНИП – для индивидуальных предпринимателей.
Следует опасаться фишинговых сайтов и ресурсов, основной целью которых является не продажа товаров со скидками, а сбор персональных данных и сведений о платежных картах и паролях к операциям при дистанционном банковском обслуживании.
Напомним, сегодня отмечается Всемирный день качества, с 8 по 14 ноября проводится тематическая неделя качества. Консультацию специалистов в Татарстане можно получить по следующим номерам горячих линий: +7(843)221-90-16 (Центр гигиены и эпидемиологии по РТ), +7(917)224-87-94 (Управление Роспотребнадзора по РТ).