В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
Ирек Ризванов рассказал об адаптации приезжих и молодых педагогов, о сохранении кадров и о том, как важно оставаться открытыми
Фото: управление образования
Ирек Асафович, что самое главное в системе образования на сегодняшний день?
Отвечу просто: главное – люди. Учителя, воспитатели и другие работники казанского образования формируют не только знания, но и ценности, которые будут определять будущее общества. Их профессионализм, преданность делу и способность вдохновлять детей имеют огромное значение.
Если говорить о самом образовании, то сегодня оно должно быть адаптивным и гибким, чтобы соответствовать требованиям рынка труда и технологическим изменениям. Важно развивать критическое мышление, креативность и социальные навыки у учащихся, а также интегрировать технологии и учитывать индивидуальные потребности, создавать доступность и инклюзивность образования наравне с академическими знаниями.
Главная цель педагога – научить детей учиться и трудиться. Ведь современному человеку необходимо развиваться всю жизнь. Уже сегодня люди меняют профессию 3-4 раза за жизнь, а по прогнозам экспертов уже в ближайшем будущем – это будет семь и более раз.
Новые школы и детсады соответствуют современным тенденциям? Как родителю сделать правильный выбор?
Каждое новое казанское образовательное учреждение имеет свою уникальную концепцию, а их материально-техническое оснащение на уровне: современные группы и учебные кабинеты, спортзалы, бассейны, огромные актовые залы, на 600–700 мест превосходящие по размерам залы некоторых дворцов культуры. Как точно отметил мэр города Ильсур Раисович Метшин, новые школы – это целые «космические корабли».
Казанское образование — это богатая палитра возможностей: от классических гимназий до инновационных лицеев, от детских садов с разными методиками до многочисленных кружков и секций дополнительного образования. Для тех, кто ценит теплую, почти семейную атмосферу и индивидуальный подход к каждому ученику, идеально подойдут небольшие школы, вмещающие от 300 до 500 учащихся. Крупные школы, рассчитанные на 1500-2000 учеников, предлагают более развитую инфраструктуру, включающую в себя большие спортивные и актовые залы, бассейны, стадионы и т.д.
Еще раз подчеркиваю, что суть хорошего образовательного учреждения не только в современной инфраструктуре, но и в квалифицированных педагогах и качестве образования.
Если говорить о выборе дошкольных учреждений, то многие родители предпочитают детские сады, расположенные вблизи дома, а моя рекомендация – также обратить внимание на приоритетные направления работы. Например, существуют детские сады, которые углубленно занимаются экологическим воспитанием, есть и те, которые развивают инженерные навыки у малышей, обучают разным языкам и т.д. Выбор сада, соответствующего интересам и потребностям ребенка, поможет создать основу для его гармоничного развития.
Поэтому при выборе учреждения рекомендую ориентироваться на индивидуальные особенности и потребности ребёнка, подбирая школу или детский сад, максимально соответствующие его темпераменту и склонностям.
С каким главным вызовом столкнулось управление образования Казани за последние годы?
Один из главных вызовов системы образования, как и многих других сфер, – решение проблемы нехватки кадров. В этом направлении перед нами стоит несколько задач: привлечь в профессию лучших специалистов, удержать их и помочь действующим педагогам в стремлении развиваться, а также справиться с профессиональным выгоранием. Для решения каждой из этих задач мы запустили 11 профильных проектов – «Педагогические классы», «Наставник+», «Усеш/Развитие», «Хәрәкәт», «Лига интеллектуальных игр» и другие. За три года участниками стали почти 9 тыс. человек.
Подобные образовательные проекты на муниципальном уровне реализуются, пожалуй, только в Казани. Мы не принуждаем педагогов к участию, а предоставляем им возможность посещать встречи и мастер-классы по собственному желанию. Такой подход (без жестких рамок) оказался очень эффективным. Мы делаем ставку на заботу о сотрудниках образовательных учреждений, понимая, что их работа и без того строго регламентирована.
Таким образом, забота о людях в системе образования – это забота о нашем завтрашнем дне.
Чем еще казанское управление образования отличается от действующих в других муниципалитетах?
Наша сильная сторона – мобильность и гибкость. В среднем, в год мы обрабатываем 18 тыс. писем. Если говорить о звонках – с января по декабрь это более 90 тыс. входящих. Пик нагрузки на специалистов приходится на апрель – время начала приема документов в детские сады и школы. Мы ориентируемся на то, чтобы казанцы получали ответ как можно быстрее, а не по регламенту в течение 30 дней. Мы заранее изучаем вопросы, актуальные для горожан, у нас проработаны формы официальных ответов и механизмы решения проблем. Все делается для того, чтобы исключить отписки: «Обращение на рассмотрении. Ожидайте ответ в течение 30 календарных дней».
Таким образом, мы ставим в приоритет человекоцентричный подход. Это сложная задача, но мы видим, что и педагогические коллективы работают в этом направлении. Для обеспечения прозрачности и открытости мы уже пять лет активно ведем социальные сети, рассказывая о своей работе и городских образовательных учреждениях. Просмотры в наших соцсетях за 2024 год уже достигли 19 миллионов. Мы призываем все учреждения следовать нашему примеру и быть открытыми для родителей, особенно в нынешних условиях – важно делиться информацией о своей деятельности и ценностях.
В этом учебном году в наши учреждения пришло 379 молодых педагогов, а за последние три года – 1021. Средняя закрепляемость молодых специалистов за три года – 75%. Это довольно высокий показатель, и мы продолжаем работу в данном направлении.
Сразу после назначения я встретился с молодыми педагогами. Мне было важно лично познакомиться, услышать из первых уст о текущих делах и понять, как мы можем их поддержать. На встрече мы услышали два волнующих вопроса. Первая – это заработная плата и жилье, но вторая, и, пожалуй, более серьезная – это ощущение профессионального одиночества у молодых педагогов.
Начинается все с того, что они далеко не всегда получают поддержку в уже сложившемся коллективе. Многие чувствуют себя одиноко, не зная, к кому обратиться за помощью в оформлении документов, общении с родителями или детьми. Это особенно критично на старте карьеры. С целью поддержки молодых кадров мы запустили проекты по наставничеству.
Опытные педагоги помогают молодым коллегам, делятся своим опытом и знаниями во всех аспектах работы – от организации учебного процесса до коммуникации с родителями. Это выгодно всем: молодые педагоги получают необходимую поддержку и меньше рискуют выгореть, а опытные – развивают свои лидерские качества и повышают свой профессиональный уровень. В итоге, все это способствует улучшению качества образования. Два года назад мы заложили традицию – проводить «посвящение» молодых педагогов, где они перенимают опыт экспертов в области образования, вдохновляются и получают позитивный заряд энергии на дальнейшую работу. На форуме они знакомятся и образуется сообщество молодых педагогов Казани.
За последние пять лет к нам переехали более 1,3 тыс. педагогов. Как вам удается привлекать профессионалов из других регионов?
Думаю, это благодаря двум сильным сторонам нашего города. Во-первых, столица Татарстана, где созданы все условия для комфортной жизни, стала магнитом для жителей других городов. Во-вторых, приезжим специалистам оказывают поддержку, благодаря республиканским грантам и городским проектам. Мне очень понравился опыт команды управленцев одной из наших новых школ. Приезжих учителей администрация берет под свое крыло и помогает найти жилье, устроить детей в школу или детский сад. На мой взгляд, это и есть профессиональный подход. Когда человек видит такую картину, то он говорит: «Да, я хочу здесь жить и работать».
Мы очень благодарны мэру Ильсуру Раисовичу Метшину и министру образования и науки РТ Ильсуру Гараевичу Хадиуллину за их огромную поддержку. Общаясь с коллегами из других регионов, я убедился, что такой уровень взаимопонимания и помощи от руководства – большая редкость. Они не просто знают о наших проблемах, они действительно вникают в суть вопроса, участвуют в поиске решений и всегда готовы поддержать.
У нашей планомерной и системной работы есть свои плоды – в этом году в систему образования вернулись 456 педагогов, ранее работавших в других сферах.
Сейчас мы готовимся к очень важному событию. В апреле мы планируем провести международный форум педагогов, чтобы, не выезжая из Казани, педагоги имели возможность послушать лучших лекторов со всего мира. Представители сферы образования смогут обменяться опытом с коллегами из России и других стран.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте «Педагогические классы» и первых результатах его реализации.
В педагогические ссузы и вузы должны поступать те, кто действительно хочет стать учителем. Личный опыт показывает, что осознанный выбор профессии, подкрепленный практикой, значительно повышает эффективность обучения. Я сам, начав с инженерного образования, перешел в педагогический вуз, совмещая учебу с работой в школе.
Мы понимаем, что любовь к такой особой профессии должна закладываться еще со школьной скамьи. В Казани уже открыто 56 педагогических классов в 28 школах, где обучаются 1248 человек. На протяжении учебного года кроме привычных школьных предметов дети изучают основы педагогики и психологии не только в теории, но и на практике. Партнерами проекта выступают вузы и колледжи Татарстана.
Первые выпускники этих классов показали хороший результат: 26% поступили в педагогические вузы. Это значительный успех, свидетельствующий о росте числа мотивированных и подготовленных будущих педагогов. При этом важно помнить и об остальных выпускниках педклассов, которые, возможно, также выберут профессию учителя в будущем. Они владеют базовыми навыками работы с детьми, имеют полное представление о профессии учителя. Даже если они закончат другое учебное заведение, они могут когда-то вернуться в профессию учителя. Эти знания помогут им и как будущим родителям – в воспитании своих детей.