Журналистам показали обновленное здание и рассказали об особенностях реставрационных работ в доме Шамиля.
Фото: Денис Гордийко
Здание на ул.Г.Тукая, 74 не всегда было Литературным музеем Г.Тукая. Оно является городской усадьбой конца XIX века и носит название «Дом Шамиля» по имени его первого владельца – генерала-майора Мухаметшафи Шамиля, сына известного борца за национальное освобождение народов Кавказа шейха Шамиля аль-Гали. После революции 1917 года дом был перепланирован под коммунальные квартиры, а спустя время здесь решено было сделать дворец шахмат, который впоследствии перенесли в другое место. Только после этого открылся музей.
«Здесь был дом Шамиля, это был очень богатый человек, и, естественно, вся отделка, архитектура, сад и прилегающая территория говорят об этом», - заметила начальник отдела реставрации Главного инвестиционно-строительного управления РТ (ГИСУ РТ) Майя Морозова. Именно она показала журналистам результаты многомесячной работы. Ремонтно-восстановительные работы в здании уже завершены, остались последние штрихи. Перед входом, у дороги, стоит строительный забор, а в залах – коробки с мебелью, которая будет использоваться музеем после открытия. Экспонатов здесь пока нет – они на время реставрации были перевезены в хранилища Национального музея РТ.
Непосредственно на работы ушел год, а вместе с проектированием – несколько лет. Был укреплен грунт основания и кирпичная кладка стен, усилен фундамент, отреставрированы фасады и интерьеры. Снимая слои краски, специалисты буквально «раздевали» здание, обнажая его прошлое: цвет стен, прежнее расположение межкомнатных перегородок, состав материалов, из которых были сделаны ступени, и строительные технологии прошлого. Многое восстановить не удалось, а какие-то элементы интерьера реставраторы буквально собирали по крупицам. Например, парадную лестницу. Бетонные ступени красного цвета в 80 годы были частично отбиты и закрыты дешевым мрамором, что специалисты называют настоящим варварством. Во время реставрации они определили состав цемента, создали аналог и восстановили разрушенные части. Где находятся стыки старых и новых частей, теперь можно определить, только проведя по ступеням ладонью.
Из подлинного в здании осталась входная дверь, часть паркета на втором этаже, лепной декор и некоторые балясины лестницы на первом. Они были бережно отреставрированы. Некоторые элементы были утрачены навсегда, и специалисты нашли им замену по архивным фотографиям и документам. Так, светильники подобраны в стиле модерн, как и все здание. Сгнившие стойки парадной лестницы заменены на новые, аналогичные прежним, поручни – тоже. Наибольшая часть паркета новая, а в холле на втором этаже пол покрыт мрамором, хотя раньше здесь была плитка либо дощатые полы. С лепниной в виде розеток в центральном зале на втором этаже было проще, ведь одну из них сохранить удалось, а остальные сделать по ее образцу. Так же обстояли дела с кирпичными колоннами в арке на втором этаже – две из них сохранились и были приведены в порядок, а две другие построены заново.
Отдельного внимания заслуживают окна. Они новые, но сделаны по старинным образцам, потому что те оконные рамы, которые были здесь на момент начала реставрационных работ, практически полностью сгнили. Витражи воссозданы по аналогии с теми, чтобы были в доме Шамиля, причем сохранился не только узор, но и цвет стекла. «На объектах культурного наследия окна идут в две «нитки»: у них нет современных уплотнителей. Они служили для естественной вентиляции зданий, поэтому были со щелями для того, чтобы воздух циркулировал. Сегодня в этом здании вентиляционные работы проводились только в маленькой части – там, где находится отопительная система в подвале. А здесь обеспечена естественная вентиляция, - объяснила представитель ГИСУ РТ. - Здание само по себе «дышит» и уникально тем, что таких зданий в Казани практически не осталось».
Майя Морозова любовно называет дом Шамиля единым организмом, который, начиная с фундамента, заканчивая кровлей, является одной гармоничной системой. Оно практически полностью сделано из дерева, даже фундамент и стены построены по старым технологиям - в нем, например, нет гидроизоляции. «Какие-то корректировки были, но старались восстановить абсолютно все, - заявила Майя Морозова. – Самый главный принцип реставрации – не навредить зданию».
Трудности, конечно, были. Например, стропильная система, то есть перекрытия, изначально были сделаны из дерева и практически сгнили на концах. Чтобы не превратить здание в новодел, пришлось заниматься ювелирной работой – «лечить» испорченные части, местами дополнять их бетонными элементами, сохраняя основу.
«В советские годы дом пережил несколько реконструкций. Историческая планировка здесь не сохранилась, только частично, очень мало элементов интерьеров, - рассказала заместитель министра культуры РТ Светлана Персова. – Планировку восстанавливать не стали. Здесь большие залы, которые объединили в себе несколько парадных комнат. Такое решение было принято в связи с тем, что здесь все-таки будет музей, и ему нужны свои пространства».
О том, как именно первый владелец использовал ту или иную комнату, сейчас можно только догадываться. Определить их местоположение можно по следам под краской и штукатуркой, ведь несущие конструкции во время нескольких перепланировок не затрагивались. По этой причине окна и двери в одном, казалось бы, центральном зале – разные. Впрочем, по некоторым элементам специалисты смогли назвать вероятное назначение некоторых зон. Например, зал на втором этаже слева от главной лестницы мог быть кабинетом хозяина. Эта комната отличается от остальных: здесь реставраторы наткнулись на маленький кусочек обоев, и смогли найти аналогичные по цвету и узору, чтобы восстановить ее в прежнем виде. В остальных залах стены окрашены.
Литературный музей Г.Тукая откроется осенью. Хотя точная дата еще неизвестна, администрация музея уже имеет большие планы относительно будущей экспозиции. В музее сохранят мемориальную зону, где будет воспроизведена атмосфера конца XIX века, но в остальном его ждет масштабное обновление.
По словам заведующей литературного музея Г.Тукая Гузель Тухватовой, все административные помещения со второго этажа будут перенесены на первый, а экспозиция начнется прямо на входе. «Мы будем рассказывать о предметном мире произведений Габдуллы Тукая, так как мы литературный музей. И, в отличие от других музеев его имени, будем рассказывать больше о казанском периоде его жизни», - предупредила она. Здесь будет детская студия, где гости смогут познакомиться с героями произведений Габдуллы Тукая и бытом татарской деревни, а также будет отведен зал для временных экспозиций и конференц-зал для мероприятий.
На втором этаже экспозиция начнется с книг поэта на разных языках и с интересной историей. «Например, у нас в фондах есть сборник стихотворений Габдуллы Тукая 1943 года издания, который объездил всю войну. Он принадлежал поэту Мухамеду Садри – тот писал, что у него в груди всегда был Габдулла Тукай, и он во время перерывов во время войны читал его произведения», – рассказала руководитель музея. Некоторые книги будут показаны в электронном виде, например, «Сабит учится читать», оригинал которой находится в Санкт-Петербурге.
Экспонаты также расскажут о родственниках поэта. В новой экспозиции, например, появится пиала, из которой любила пить чай его сестра Газиза, а в электронном виде можно будет отследить его родословную. Решено было посвятить часть экспозиции современникам Габдуллы Тукая – выставить вещи Габдуллы Кариева, Фатыха Амирхана, Хусаина Ямашева и других известных людей. Из личных вещах самого Габдуллы Тукая – фаянсовая шкатулка, которую он купил на свой первый гонорар, дорожная корзина, с которой он приехал в Казань, чернильница, подаренная учениками татарской школы в Санкт-Петербурге, серебряные запонки от друзей и даже полотенце.
«Тему религии мы тоже хотим раскрыть, как и тему преследования жандармерией. Некоторые документы будут в электронной экспозиции, а некоторые – в подлинном виде», - предупредила Гузель Тухватова. Отдельный блок будет посвящен первому хозяину дома и лауреатам государственной премии имени поэта.
На прилегающей к музею территории решено было не делать асфальтированных дорожек и площадок. Здесь оставили гравийно-песчаную смесь, которая естественным образом не дает влаге застаиваться. Когда обновленный музей снова откроется, эту территорию тоже будут использовать. «Раньше мы проводили на улице в основном детские мероприятия, но теперь будем делать их более масштабными, в том числе для взрослых», - рассказала заведующая музеем.