В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
В преддверии Дня Победы портал KZN.RU собрал истории горожан, которые бережно хранят память героев страны.
Фото: Город Казань KZN.RU
Михаил Иванович Сергеев, дедушка моего мужа, участвовал в боевых действиях на 2-м Украинском фронте с 1943 по 1944 год и на 4-м Украинском фронте в 1944-1945 годах. Он был автоматчиком воздушно-десантной дивизии 28-го стрелкового полка. В бою за город Первомайск во время атаки был тяжело ранен в правую руку. По излечении в госпитале снова принимал участие в боях. Был ранен еще два раза.
12 декабря 1944 года в бою за высоту 730 из личного оружия метким огнем уничтожил немецкого офицера.
После войны Михаил Иванович был активным работником колхоза «Красный рыбак» в поселке Боровое Матюшино под Казанью. Награжден орденом Славы III степени и медалью «За отвагу».
О войне наш родственник никогда не рассказывал своим детям, не хотел вспоминать, но всегда говорил своей старшей дочери, что в фильмах о войне все неправда, на самом деле те события были намного страшнее и ужаснее.
Все награды прадедушки хранятся в нашей семье – 11 нагрудных значков. Михаил Иванович умер 8 октября 1991 года в возрасте 65 лет.
Наша семья хранит память и о моем дедушке - Петре Петровиче Буздалове. Он был санитаром санитарной роты 1174-го стрелкового полка Бобруйской дивизии. С 24 июня по 6 сентября 1944 года он вынес 55 тяжело раненных красноармейцев, в то же время оказал помощь свыше сотни бойцов. Своей самоотверженной работой на поле боя он сохранил жизнь не одному десятку тяжелораненых командиров и бойцов, которые, вернувшись в строй, снова громили врага.
Петр Петрович был награжден орденом Славы III степени и орденом Отечественной войны II степени.
Вклад в Победу внес и мой прадедушка Маркел Григорьевич Степанов, он служил рядовым в продовольственно-фуражной службе. Ушел на фронт, будучи председателем колхоза. Был ранен под Смоленском. В момент доставки служебного груза к передовым частям снарядом мины была полностью оторвана стопа. Умер дедушка 9 апреля 1978 года».
На фронт Александр Михайлович попал в 1943 году, когда ему было 17 лет. Он был огнеметчиком, их называли «пушечное мясо», потому что воевали с немецкими войсками на расстоянии 250 метров, рассказывает Яна.
Прадеда призвали на фронт в 41-м, до этого времени он преподавал в сельской средней школе деревни Казанбаш Арского района ТАССР. К сожалению, данных, какой предмет преподавал прадед, нет, но, по предположениям родственников, это были точные науки – химия, физика, математика.
В 1945-м прадед вернулся в родную деревню. По одним рассказам – из-за болезни матери, по другим – из-за полученного ранения, и война для него должна была закончиться. Он не мог нарадоваться мирной жизни и не отпускал с рук свою 3-летнюю дочь, появившуюся на свет в 41-м (нашу бабушку – прим.ред). Однако в январе 1945 года пришла срочная разнарядка вновь идти на фронт, и мой прадед ушел уже навсегда. Местом его упокоения стал небольшой поселок под Кенигсбергом (ныне Калининград).
Немцы во время отступления минировали буквально все вокруг, в районе города Алленбург (ныне поселок Дружба Калиниградской области) в январе 1945 года шли ожесточенные бои, во время которых полегло много наших солдат. Мой прадед погиб вместе с сослуживцем Ефановым 1924 г.р. по всей вероятности во сне – в результате попадания и разрыва гранаты. Бойцы в этот момент спали в окопах. Всех, кто погиб в 45-м при захвате вражеских территорий (ныне Калининградская область), хоронили, а затем перезахоранивали в братских могилах поселковых кладбищ.
Первичным местом захоронения Садыкова Хака Садыковича стал населенный пункт Кампенбрух (Восточная Пруссия, Кенигсбергский район). Однако далее информация о перезахоронении весьма противоречива. След на этом был потерян.
Ближайшая существующая официальная братская могила находится на поселковом кладбище в поселке Дружба Калининградской области. Однако в учетной карточке данного воинского захоронения в списке захороненных не было фамилии моего прадеда, но была фамилия сослуживца Ефанова, вместе с которым он был изначально похоронен в Кампенбрухе. Оставалось лишь надеяться, что останки обоих солдат были бережно перенесены в братскую могилу близлежащего поселкового кладбища.
Одна измененная буква в фамилии прадеда сильно затянула его поиски. В списках захороненных в братской могиле п.Дружба значился воин по фамилии СадЬков. Фамилия привлекла внимание: совпали год рождения, инициалы, дата смерти. Именно тогда мы поняли, что наконец-то его нашли!
Таких историй по итогам Великой Отечественной – тысячи, миллионы. Девчонки идут почтить память. Не только своих дедов, но и многих других – воевавших, трудившихся в тылу, израненных, покалеченных, погибших. Всех, одержавших Победу. «Бессмертный полк» воодушевляет и трогает до слез одновременно, – говорят Аня и Полина. – Это уже стало традицией, мы не можем пропустить это мероприятие».
«Мы отдаем дань памяти и нашим родственникам, и многим-многим людям, – продолжает мысль девочек Татьяна Анатольевна Мусина, которая и в этом году будет сопровождать их на «Бессмертном полку». – Наши овдовевшие бабушки смогли воспитать достойными людьми своих детей, внуков и правнуков, пронеся любовь и уважение к своим мужьям через многие-многие годы. Эти чувства женщины передали и нам. Низкий им поклон».
На фронт Мардана Миннебаевича провожали родители, жена, трое сыновей и дочь. В 1941 году он участвовал в обороне Ленинграда. В одном из тяжелейших сражений Мардан Миннебаевич получил ранение правой руки. Он попал в госпиталь. Осажденный Ленинград был заблокирован фашистскими войсками. Жители блокадного города голодали, мерзли, раненым не хватало продуктов питания, медикаментов. «Дедушка рассказывал, как сам тяжело болея, голодая, помогал больной девочке. Он делился своим пайком, носил здоровой рукой ее на уколы», – вспоминает И.Габитова.
Долог и труден был фронтовой путь Ивана Воронина – Ленинградский фронт, Карелия и Заполярье. В мае 1945 года он прибыл в Москву на парад Победы. Да и на этом война для него не закончилась. « Уже через месяц полк дедушки с военным эшелоном шел на Дальний Восток, где их ждала война с Японией. С боями прошел он через всю Маньчжурию, Китай до Приморья, где и закончил славный победный, военный путь со своими «Катюшами» в мае 1946 года», – рассказывает А.Воронин.
В семье Алексея Воронина хранится история еще одного военного пути, дедушки со стороны матери. «Боевое крещение Аркадий Павлович Кащеев принял зимой 1942 года на ленинградском направлении. С огромными потерями пробивался его пулеметный полк к осажденному Ленинграду. Он и не думал, что именно там осуществится его мечта стать офицером», – рассказывает А.Воронин.
В конце 1944 года сержант Аркадий Кащеев был направлен на учебу в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе в Ленинграде. «Очень редко удавалось курсантам посидеть за партами до конца войны. И днем, и ночью в составе боевых кораблей выходили они в Балтийское море ставить минные заграждения и вести боевое дежурство», – объясняет А.Воронин.
В 1948 году, после окончания учебы в училище, молодой лейтенант Аркадий Павлович получил первое назначение – бухта Провидения на Чукотке. Он отслужил на Тихом океане, где его ждали страшные штормы зимнего Охотского моря, Амурская речная флотилия и атомные подводные лодки.
После окончания службы бывший командир гидрографической военно-морской части до 80 лет проработал в Новороссийске на Черном море ведущим гидрографом.
«Более тридцати боевых и гражданских наград с трудом размещались на парадном кителе дедушки. Глядя на них, думаешь, что твоя жизнь должна быть достойной их памяти и подвига», – заключил А.Воронин.
«Как и многие участники войны, дедушка не любил рассказывать о военных годах. «Читая уже сейчас воспоминания других фронтовиков, я пытаюсь представить, что значит быть сапером на войне. Прадедушка устанавливал противотанковые и противопехотные мины, снимал вражеские, делая проходы в минных полях противника для своей пехоты и техники. При отходе саперы шли последними, преграждая путь врагу. В обороне передышку могли получить другие, но не саперы», – рассказывает А.Татиевская.
В 1940 году он был призван на действительную военную службу в ряды Красной Армии. С 1942 по 1943 годы С.Усманов служил старшим радиотелеграфистом 1287-го отдельного Армейского зенитного артиллерийского полка на Брянском фронте.
Салих Гареевич участвовал в освобождении Чернигова, Праги и взятии Берлина. Своей смелостью и отвагой он воодушевлял солдат как перед боем, так и в самом бою. Практически всю войну, с первого до последнего дня, он был на передовой, в составе действующей армии.
Из 500 мужчин, ушедших на войну из деревни Курманаево, вернулись только 259 человек.
«Дедушка никогда не курил, вел здоровый образ жизни, он говорил, что именно это и помогло ему остаться в живых: ночью из-за горящих окурков немцы замечали солдат и открывали огонь», – рассказывает А.Самойлов.
В семье Самойловых бережно хранится фотография, которую Александру Ивановичу на фронт отправила его семья. На ней запечатлены жена и три дочки героя.
«Война коснулась и семьи моего отца – его отец Николай Иванович Самойлов погиб при обстреле военного эшелона, который отправлялся на передовую. Он так и не успел проявить себя в бою», – рассказал Алексей Самойлов.
После военных событий Гизитдин Сайфутдинович остался служить в армии и, будучи статным офицером, женился на моей бабушке. Послевоенная жизнь была непростой, им, как и всем офицерским семьям, приходилось переезжать с места на место. В 1961 году в Казани завершилась военная карьера дедули, но с детства приученный к труду дед выучился на мастера по ремонту весов и в свое удовольствие работал до 85 лет. Все очень любили и уважали дедулю, ласково называя его «дядя Геночка». Он был замечательным человеком, очень коммуникабельным, всегда улыбался и как мастер своего дела был всегда востребован. Его жизненным кредо была фраза «Движение – жизнь». Дедуля никогда не болел, был бодрым, активным, всем помогал, был отличным семьянином и всегда с удовольствием делал домашние дела.