С этих моделей начиналось троллейбусное движение в городе в прошлом столетии
Фото: Денис Гордийко
Один из экспонатов долгие годы простаивал на заброшенном дачном участке
Два новых экспоната на Алее Славы по ул.Петербургской в Казани – это отреставрированы силами МУП «Метроэлектротранс» троллейбусы МТБ-82 и ЗиУ-5. Как рассказал накануне Мэру Казани Ильсуру Метшину гендиректор предприятия Айдар Абдулхаков, МТБ-82 привезли в Казань из Оренбурга, где машина простаивала на заброшенном дачном участке. Удалось договориться с хозяевами и доставить ее в столицу РТ. Именно с этой модели началось троллейбусное движение в городе - подобных троллейбусов на всю страну осталось считанные единицы.
ЗИУ-5 привезли из ростовского трамвайного депо. Как и предыдущий экспонат, он долгие годы находился в простое, поэтому оба троллейбуса нуждались в серьезном восстановлении.
Реставрация продолжалась с декабря по июнь. В результате полностью воссозданы пассажирский салон и водительская кабина, установлены сидения и поручни, заменены полы и потолки. Отлиты и оборудованы стекла, отремонтированы двери, обновлены отдельные части кузова, восстановлены эмблемы.
Не осталось без внимания и техническое оснащение. По возможности использовались оригинальные детали. Некоторые прибыли по заказу (например, из Кирова, Санкт-Петербурга и Москвы), другие создавались самостоятельно по имеющимся эскизам. В завершение ретротроллейбусы покрыли свежей краской.
Для установки троллейбусов на Аллее Славы подготовили специальные бетонные площадки. Здесь провели субботник, облагородили территорию и посадили цветы, после чего Музей трамваев под открытым небом пополнился новыми экспонатами. Рядом с ними появились соответствующие таблички с историей и характеристиками моделей. Сами экспонаты теперь подсвечиваются в ночное время.
Ильсур Метшин ознакомился с каждым из отреставрированных экспонатов. Глава города осмотрел пассажирские салоны и водительскую кабинку. Алею Славы, которая сегодня стала одной из точек посещения туристами и самими казанцами, было поручено расширить новыми экспонатами.
Аллея Славы была открыта в 2010 году. Здесь выставлены четыре трамвайных ретровагона: моторный вагон серии Х, на котором работал Герой Советского Союза Иван Кабушкин, бельгийский вагон конки (использовались в 1875-1900 гг.), двухосный моторный вагон Nivelles (1899-1935 гг.), вагон РВЗ-6 (1962-2009 гг.).
МТБ-82 как первопроходец троллейбусного движения в Казани
Новые экспонаты появились на Алее Славы в четь 75-летия троллейбусного движения в Казани. 3 февраля 1948 года председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин лично завизировал Постановление об организации троллейбусного движения в столице ТАССР. В апреле того же года Исполком Казанского городского совета депутатов трудящихся принял решение, согласно которому на базе трамвайного депо №3 был открыт трамвайно-троллейбусный парк №3.
Первое троллейбусное сообщение в Казани открылось 27 ноября 1948 года. На маршруте №1 от площади Куйбышева (ныне площадь Тукая) до поселка Караваево протяженностью 11 км запустили восемь троллейбусов МТБ-82. Их разработкой и выпуском занимался завод № 82 Народного комиссариата авиационной промышленности в подмосковном Тушино.
«МТБ» расшифровывается как «московский троллейбус». Он вмещает до 65 пассажиров. Такая модель использовалась в Казани с 1948 по 1974 годы на шести маршрутах общей протяженностью более 73 км. Всего эксплуатировалось 124 машины. К середине 70-х гг. МТБ-82 стали исчезать с улиц советских городов.
В начале 60-х гг. на замену МТБ-82 стал приходить ЗиУ-5, который производился на заводе им.Урицкого в Энгельсе. Первые троллейбусы этой модели Казань получила в 1961 году, в свой первый рейс они отправились 8 сентября того же года. До 1983 года на девяти городских троллейбусных маршрутах общей протяженностью 124 км эксплуатировалось 274 таких машины. Каждая вмещала до 122 пассажиров (с учетом и сидячих, и стоячих мест).
К 1970 году протяженность троллейбусных линий достигла 100 км, а годовой пассажирооборот – 70 млн человек. На следующий год было построено троллейбусное депо №1 на 100 машин. А еще спустя год Казань получила новые троллейбусы ЗиУ-9.
В год 50-летия троллейбусного движения в столице РТ протяженность линий составила 157,6 км, а длина 15 маршрутов достигла почти 300 км.
Напомним, сегодня на балансе МУП «Метроэлектротранс» находятся 106 трамвайных вагонов и 183 троллейбуса. Весь подвижный состав эксплуатируется на девяти трамвайных и 10 троллейбусных маршрутах общей протяженностью более 496 км.
За семь месяцев этого года пассажиропоток наземного городского электротранспорта достиг 23 млн человек. Из них 14 млн перевезли троллейбусы.
В ближайшее время в Казани появятся 25 новых троллейбусов. Среди преимуществ электротранспорта – экологичность, высокая маневренность и плавность хода. Помощь в приобретении новых троллейбусов оказали Раис Татарстана Рустам Минниханов и Мэр города Ильсур Метшин.