В Галерее современного искусства ГМИИ РТ открылась выставка «Гений да Винчи».
(Город Казань KZN.RU. 14 сентября, Алиса Розанова). Сегодня в Казани открылась экспозиция, представляющая с помощью высоких технологий макеты изобретений и проектов, а также репродукции живописных и графических работ гения эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.
Открывая выставку, директор Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева отметила, что в этом году исполняется 560 лет со дня рождения Леонардо да Винчи, чья гениальность распространялась на многие области. «Он прожил 67 лет и оставил после себя огромное наследие. Здесь создано необыкновенное пространство. Надеюсь, этот художественно-образовательный проект увидят многие казанцы всех возрастов», - заключила она.
В трех залах Галереи современного искусства на площади около 1 тыс. кв. метров представлены репродукции наиболее известных картин да Винчи-художника «Мона Лиза», «Мадонна в скалах», «Благовещение», «Дама с горностаем», «Тайная вечеря», «Витрувианский человек», а также более 60 машин и механизмов да Винчи-изобретателя, созданных на основании многолетних исследований его зашифрованных дневников (кодексов).
«Полистать» расшифрованные страницы кодексов, оригиналы которых хранятся в королевских и национальных библиотеках, музеях и архивах Англии, Франции и Испании, закрытых частных коллекциях, возможно на интерактивном экране. Там же представлены копии записей.
На втором и третьем этаже галереи экспонируются макеты планера, парашюта, предшественника современного вертолета, велосипеда, прототипа современного танка, автомобиля, пулемета, подводной лодки, акваланга, подшипника, сборный мост и т.д. Экспонаты по чертежам итальянского гения созданы плотниками Музея Леонардо да Винчи в Риме с помощью технологий и материалов, использовавшихся в Италии XV века – из дерева, хлопка, меди, железа, холста и веревок.
Большинство макетов выполнены в натуральную величину, некоторые из них можно оценить в действии. Например, «военный барабан» - аналог музыкальной шкатулки. Валы с отверстиями приводят в движения ударные палочки. За счет их количества должен создаваться шум, вводящий в ужас противника, которому кажется, что на него надвигается огромная армия. Или «зеркальная комната» - шестиугольная кабинка, каждая внутренняя грань которой – зеркало. Бесчисленное количество отражений человека, находящегося в ней, создает впечатление бесконечности пространства.
Французский инженер, изобретатель мультиспектральной 240-мегапиксельной фотокамеры, Паскаль Котте, рассказал, что она предоставляет возможность узнать знаменитую «Джоконду» такой, какой не увидеть даже в Лувре». По словам Паскаля Котте, в октябре 2004 года парижский музей «Лувр» пригласил ученого, чтобы с помощью ультрафиолетового и инфракрасного излучения проследить процесс создания картины буквально по каждому мазку кисти.
«Результатом работы с Джокондой стало выявление более 3 млрд. нюансов и деталей научного характера. На выставке представлена лишь малая часть проделанной работы», - рассказал инженер.
Паскаль Котте презентовал часть экспозиции, посвященной картине «Мона Лиза», где показано, как художник создавал свое знаменитое произведение, в каких красках видели ее современники Леонардо да Винчи. Так, представленная «без лака» «Мона Лиза» потеряла зеленовато-желтый оттенок и обрела лазурное небо на втором плане и нежно розовый оттенок кожи героини. А загадочная улыбка, «нарисованная угольным карандашом», кажется шире и объемнее, чем на картине, выполненная за счет смешения персиковых и желтых оттенков.
Отдельного упоминания стоит «практически безупречная» репродукция «Моны Лизы» с лицевой и «обратной стороны». Картина представлена, как в оригинале, на доске из тополя, со следами порчи дерева насекомыми. На обратной стороне модно увидеть настоящие следы истории – печать музея, следы от приклеенных лент, надпись «разместить в кабинете директора» и др.
По словам заместителя председателя Госсовета РТ Риммы Ратниковой, большое везение, что выставка, которая «исколесила» многие города и страны и продолжает волновать умы, привлекать колоссальное число зрителей, посетила Казань. «Даже по первым впечатлениям от этой выставки можно судить, что организаторы приблизились к разгадке тайны гения Леонардо да Винчи, занимающего умы людей многих поколений», - подчеркнула она.
Казань стала третьим после Москвы и Санкт-Петербурга городом в России, принимающим этот известный европейский проект. В качестве выставочного зала выбрана обновленная этим летом Галерея современного искусства ГМИИ РТ. Выставка «Гений да Винчи» - результат многолетней совместной работы итальянской ассоциации «Anthropos» и фонда «Grande Exhibitions». Выставка продолжит работу до 13 января 2013 года.