В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
Доклад директора Комитета по развитию туризма Казани Д.А.Санниковой на аппаратном совещании 28 января 2019 года
В 2018 году Казань посетили 3 млн. 200 тыс. туристов, что на 14% больше, чем в 2017 году. Напомню, что это в 2 раза больше, чем в 2013 году, в год проведения Всемирной летней Универсиады в Казани, и в 6 раз больше, чем в год празднования тысячелетия Казани. Отмечу, что Казань является пятым в России городом, число туристов которого превысило 3 млн. человек в год.
Согласно статистике УВМ в 2018 году в Казань прибыло 251973 иностранных граждан, что на 26,5% больше, чем в 2017 году. В основном иностранные туристы приезжали из Китая, Колумбии, Германии, Ирана, США.
Международным аэропортом «Казань» за указанный период перевезено 3 141 776 чел., что на 20% больше, чем за 2017 год. В 2018 году в Международном аэропорту «Казань» открыты следующие новые направления: Аланья, Тбилиси, Батуми, Тегеран, Болонья, Увда (Израиль), Минск, Пардубице, Хайкоу и внутренние рейсы в Махачкалу, Ярославль, Усинск, Новосибирск, Белгород. Возобновлен выполняемый ранее до 2016 года рейс в Шарджу.
Традиционно самыми привлекательными объектами среди туристов являются музей-заповедник «Казанский Кремль», который за отчетный период посетило 2 млн. 928 тыс. 900 туристов и экскурсантов, гостинично-развлекательный комплекс с аквапарком и колесом обозрения «Казанская Ривьера», его посетило 837 тыс. 712 человек. Все большую популярность набирает Кремлевская набережная - в 2018 году ее посетили 1 млн. 200 тыс. человек.
Согласно данным, представленным Центром развития туризма Республики Татарстан, усредненный портрет туриста 2018 года выглядит следующим образом:
Это путешественник возрастной категории 24-34 года, обычно замужняя женщина, специалист среднего звена с высшим образованием и доходом более 45 тысяч рублей.
По длительности пребывания в 2018 году пока ещё превалирует тип «путешествие выходного дня» (2-3 дня) – это 47,7% туристов, но растёт число туристов, находящихся в городе от 4 до 7 дней (почти на 11% по сравнению с 2017 годом).
Другим важным показателем развитости туризма в Казани является снижение доли туристов, находящихся в Казани лишь один день без ночевки (спад на 1,8% по сравнению с 2017 годом). Это говорит о том, что в Казани появляется больше интересных туристических объектов и событий, вследствие чего туристы предпочитают приехать на более длительный срок.
Также увеличивается число возвратных туристов – по итогам 2018 года 35% туристов ранее уже бывали в Казани (в 2018 году этот показатель увеличился на 1,1% по сравнению с 2017 годом). Больше всего возвратных туристов наблюдается летом и осенью – более 45%.
Самым популярным видом транспорта в 2018 году, как и в предыдущие годы, стал поезд (45%). На 3,2% в 2018 году по сравнению с предыдущим периодом увеличилось число туристов, воспользовавшихся самолетами (с 20,2% до 23,4%).
Средняя загрузка отелей по Казани в 2018 году увеличилась по сравнению с 2017 годом на 3% и достигла 60%. На рост заполняемости отелей, безусловно, повлияло проведение крупнейшего международного события - Чемпионата мира по футболу FIFA 2018. Напомню, средний процент загрузки гостиниц и хостелов Казани в период Чемпионата составил 81%, в дни проведения матчей – 91,5 %.
Несомненно, важным для повышения узнаваемости города является участие в крупнейших международных туристических выставках, что также позволяет утвердить позицию Казани на мировом туристическом рынке. Участие в выставках четко разделено с Государственным комитетом Республики Татарстан по туризму, что позволяет нам совместными усилиями охватить большее количество стран и городов. В 2018 году Казань была представлена собственным фирменным стендом на международных туристских выставках в Минске, Берлине, Париже, Мадриде, Барселоне, Варшаве и Стамбуле. В рамках каждой выставки проводилась презентация туристического потенциала Казани, распространялась полиграфические материалы, транслировались видеоролики в очках виртуальной реальности о Казани, проводились адресные встречи. Нам удалось добиться включения Казани в буклеты туроператоров Парижа, Мадрида и Барселоны. Ранее они предлагали лишь Москву и Санкт-Петербург.
Кроме того, презентации туристического потенциала Казани были организованы в Софии (Болгария), Брауншвейге (Германия), Анталье (Турция) и сразу четырех китайских городах: Шанхае, Ханчжоу, Чжэнчжоу и Иу. Презентуя Казань, отдельное внимание мы уделяем объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО, которые представлены в Казани и ее окрестностях.
В 2018 году были разработаны информационные буклеты о Казани на турецком языке, которые направлены в туристические центры наших турецких городов-побратимов - Анкару, Эскишехир, Анталью и Стамбул.
С целью увеличения потока иностранных туристов, а также для повышения узнаваемости Казани за пределами РФ и в рамках побратимских и партнерских отношений в 2018 году реализован обмен баннерной рекламой с Астаной, Парижем и Варшавой. А в период с 21 ноября 2018 года по 21 января 2019 года информация о Казани была размещена на двухэтажном туристическом автобусе в Москве.
В преддверии Чемпионат мира по футболу ФИФА большая работа была проведена с гостиницами и хостелами Казани на предмет их готовности к приему гостей. Следует отметить рост количества хостелов за последние два года, что служит свидетельством стабильности туристического потока в наш город. Если в 2017 году в городе было открыто 10 хостелов, то в 2018-м - еще 30. Радует, что большинство из них открываются с наличием свидетельства о прохождении официальной классификации.
В итоге сегодня из 230 средств размещения на 8,2 тыс. номеров (19 тыс. мест) 103 являются хостелами.
Напомню, что на базе Комитета по развитию туризма Казани в период с 1 июня по 15 июля функционировал Центр бронирования и мониторинга средств размещения, а также работала круглосуточная горячая линия по вопросам Чемпионата, в том числе и на иностранных языках.
Отдельная работа в 2018 году в преддверии Чемпионата мира по футболу проводилась с ресторанными комплексами Казани. Так, на совещаниях с собственниками заведений были достигнуты договоренности о продлении режима работы заведений в дни проведения матчей, переводу меню на языки стран, чьи команды играют в Казани, а также проведению различных акций и интересных мероприятий для болельщиков. Отмечу, что большинство рестораторов отнеслись к данным рекомендациям с большим энтузиазмом (разработали новые блюда к ЧМ: Footballburger от TopHop, десерт в форме кубка чемпионата мира по футболу – «Утка в котелке» и хачапури со страусиным яйцом в сети кафе «Хинкальная») .
В мае 2018 года совместно с компанией City sightseeing был запущен новый маршрут двухэтажного автобуса. Мы охватили левый берег Казанки, и теперь маршрут проходит через Центр семьи «Казан», Дворец водных видов спорта и стадион «Казань-Арена». Спрос на эти экскурсии у иностранцев по сравнению с прошлым годом резко вырос на 12%, особенно в период проведения ЧМ. Только за время чемпионата обзорные экскурсии на двухэтажных автобусах посетили 8 113 человек, 46% из них – это иностранцы (колумбийцы – 1661 чел., австралийцы – 319 чел., мексиканцы – 276 чел. и т.д.). Всего в 2018 году перевезено 52 тысячи человек, из них 6 тысяч иностранцев.
В целях усиления качества услуг, оказываемых в сфере гостеприимства, было организовано безвозмездное обучение линейного персонала гостиниц, ресторанов, а также службы такси и туристической полиции «Формула гостеприимства».
Продолжая свой доклад, отмечу, что Комитетом ведется работа по разработке новых маршрутов. В 2018 году Комитетом была разработана экскурсия по Юдино. В 2018 году этот поселок отпраздновал 100-летие со дня основания. Экскурсия носит патриотический характер. В процессе утверждения - маршрут по некрополям Казани.
В октябре 2018 года был реализован второй этап программы установки туристической навигации по Казани. Напомню, что первый этап был реализован в 2013 году - в исторической части города появилось 153 объекта туристической навигации. В октябре прошлого года было установлено еще 50 объектов - 18 пюпитров-указателей памятников, 28 информационных указателей направления движения и 4 карты Казани на русском, татарском и английском языках.
Несколько слов хочу сказать и о событийных мероприятиях, прошедших в 2018 году.
В 2018 году мы провели все наши ежегодные мероприятия: это и официальное открытие летнего туристического сезона в формате квеста под названием «Ай, Да Казань!» по основным достопримечательностям и объектам гостеприимства города, и очередной фестиваль военных оркестров «Фанфары Казани», и «Ночной Велофест».
Гастрономический фестиваль «Вкусная Казань» в 2018 году прошел дважды: в мае во время волейбольной Лиги чемпионов в парке «Тысячелетия» и в октябре возле Дворца Земледельцев. Хочу отметить, что гастрономический фестиваль «Вкусная Казань» получил Гран-при Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards и стал лучшим гастрономическим событием в России.
А 6 июля на территории центрального парка культуры и отдыха им.М.Горького прошел фестиваль «Гастрономическая карта России». Это федеральный проект, охвативший 11 городов, принимающих Чемпионат.
В октябре в парке Тысячелетия состоялся фестиваль «Окно в Испанию», направленный на повышение осведомленности об испанской культуре и культуре стран Латинской Америки.
В прошедшие новогодние праздники в Казани впервые был организован зимний фестиваль «КышДаКар-фест» в формате новогодней ярмарки. И мы планируем сделать этот фестиваль ежегодным.
Отмечу, что информация обо всех мероприятиях заблаговременно доводится до сведения туроператоров Казани, что обеспечивает участие большого числа туристов на мероприятиях.
В 2018 году впервые в истории число туристов в нашем городе составило более 3 миллионов. Своего юбилейного трехмиллионного гостя, которым стала москвичка Дарья Чепур, мы встретили 9 ноября. Сегодня видеофильм о пребывании трехмиллионного туриста в Казани распространяется по социальным сетям, на Ютуб канале и в сети Интернет.
Переходя к планам, отмечу, что на текущий год помимо традиционных событий запланировано множество новых. В настоящее время проходит согласование финансирования мероприятий, после чего мы сможем рассказать о них подробнее.
Будет продолжена работа по продвижению Казани на международном туристическом рынке. Буквально на прошлой неделе Казань была представлена на международной туристской выставке «Fitur-2019» . Выставка FITUR, ежегодно проходящая в Мадриде, является первым в году крупнейшим туристическим мероприятием. FITUR – это площадка для встреч представителей туристического сектора со всего мира. В рамках выставки прошла презентация туристического потенциала Казани перед участниками выставки. Кроме того, на протяжении 5 дней работы выставки посетителям предлагалось продегустировать татарский чак-чак, татарский чай и другую продукцию из Татарстана.
Хочу сообщить о начале сбора заявок на участие в очередном конкурсе «Звезды гостеприимства». Напомню, что конкурс проводится для популяризации профессий сферы гостеприимства и повышения качества услуг, оказываемых на объектах индустрии гостеприимства. Причем в конкурсе побеждает не организация, а конкретный профессионал. Отмечу, что горничная одного из казанских отелей Ирина Гришина, победитель в конкурсе «Звезды гостеприимства» прошлого года, признана лучшей в России среди своих коллег в рамках Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы туризма «Лучший по профессии в индустрии туризма». Таким образом, сегодня наш конкурс «Звезды гостеприимства» является региональным этапом Всероссийского конкурса.
Заявки на участие в конкурсе 2019 года будут приниматься до 10 февраля текущего года.