В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
Одна из улиц Советского района Казани носит имя дважды Героя Советского Союза
Амет-Хан Султан – дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, заслуженный летчик-испытатель СССР. Его имя вписано в историю как символ мужества и мастерства: он заслужил звание летчика-аса во времена Великой Отечественной войны, а в послевоенные годы стал ведущим специалистом в области испытания новых авиационных и космических технологий. Без сомнения, его вклад делает его одной из ключевых фигур XX века.
Родился 25 октября 1920 года в небольшом поселке Алупка, в семье рабочего. После окончания школы Амет-Хан поступил в железнодорожное училище в Симферополе, одновременно работая слесарем на железной дороге. Мечта о небе привела его в аэроклуб. В 1939 году он стал студентом Качинской авиашколы, которую окончил через год с отличием, получив звание младшего лейтенанта, и был направлен в армию.
Начало Великой Отечественной войны застало его под Кишиневом в составе 4-го истребительного авиаполка. Уже в конце 1941 года он впервые сбил вражеский самолет. В одном из боев, выполняя смелую атаку, он протаранил левым крылом корпус немецкого «Юнкерса-88» – самолет застрял в его крыле, а сам Амет-Хан, выбравшись из кабины, совершил прыжок с парашютом. За этот подвиг он был награжден орденом Ленина.
Летчики противника узнавали Амет-Хана «по полету» и называли его по рации «Черным дьяволом». На самолетах эскадрильи Амет-Хана Султана были нарисованы атакующие орлы. В армии его уважали и любили за дружелюбие и остроумие. За время войны он совершил более 600 боевых вылетов, лично сбил 30 самолетов противника и участвовал в многочисленных групповых сражениях. Его героизм был отмечен высшими наградами страны: двумя орденами Золотой Звезды, тремя Орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, медалями и признаниями международного уровня.
После войны Амет-Хан стал испытателем в знаменитом Летно-исследовательском институте Громова, где участвовал в создании новых видов авиационной техники, которая по праву считается передовой на мировой арене. Он также участвовал в подготовке космонавтов: до полёта Юрия Гагарина он тренировал экипажи в условиях невесомости на самолёте Ту-104, который пилотировал сам летчик.
Погиб 1 февраля 1971 года под Егорьевском (Московская область) при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.
Имя прославленного летчика носят международный аэропорт и проспект в Махачкале, площадь в центре Симферополя, улицы в Алупке, Судаке, Евпатории, Красноперекопске, Феодосии, Казани, Каспийске, Волгограде, Жуковском, Хасавюрте и многих других населенных пунктах. Памятники герою установлены в Ярославле и Киеве, бронзовые бюсты – в Алупке, Феодосии, Махачкале. В городе Саки его именем назван микрорайон и железнодорожная платформа. Имя легендарного воздушного аса носят малая планета №6278 «Амет-Хан», открытая в 1971 году, и горный пик в Дагестане. Весь его богатый след впечатляет и доказывает: Амет-Хан – поистине одна из величайших легенд авиации XX века.