Вход
Сбросить пароль
Сбросить пароль

Если вы забыли пароль, введите ваш E-Mail. Информация, необходимая для смены пароля, будет выслана вам по E-Mail.

Вход в личный кабинет
Сообщение в техническую поддержку
Авторизуйтесь, чтобы отправить сообщение в техническую поддержку
Сообщить об ошибке
Авторизуйтесь, чтобы отправить сообщение об ошибке
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
25.10.2025, 14:33

25 октября 2025 года исполняется 105 лет со дня рождения Амет-Хана Султана

Одна из улиц Советского района Казани носит имя дважды Героя Советского Союза

Амет-Хан Султан – дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, заслуженный летчик-испытатель СССР. Его имя вписано в историю как символ мужества и мастерства: он заслужил звание летчика-аса во времена Великой Отечественной войны, а в послевоенные годы стал ведущим специалистом в области испытания новых авиационных и космических технологий. Без сомнения, его вклад делает его одной из ключевых фигур XX века.

Родился 25 октября 1920 года в небольшом поселке Алупка, в семье рабочего. После окончания школы Амет-Хан поступил в железнодорожное училище в Симферополе, одновременно работая слесарем на железной дороге. Мечта о небе привела его в аэроклуб. В 1939 году он стал студентом Качинской авиашколы, которую окончил через год с отличием, получив звание младшего лейтенанта, и был направлен в армию.

Начало Великой Отечественной войны застало его под Кишиневом в составе 4-го истребительного авиаполка. Уже в конце 1941 года он впервые сбил вражеский самолет. В одном из боев, выполняя смелую атаку, он протаранил левым крылом корпус немецкого «Юнкерса-88» – самолет застрял в его крыле, а сам Амет-Хан, выбравшись из кабины, совершил прыжок с парашютом. За этот подвиг он был награжден орденом Ленина.

Летчики противника узнавали Амет-Хана «по полету» и называли его по рации «Черным дьяволом». На самолетах эскадрильи Амет-Хана Султана были нарисованы атакующие орлы. В армии его уважали и любили за дружелюбие и остроумие. За время войны он совершил более 600 боевых вылетов, лично сбил 30 самолетов противника и участвовал в многочисленных групповых сражениях. Его героизм был отмечен высшими наградами страны: двумя орденами Золотой Звезды, тремя Орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, медалями и признаниями международного уровня.

После войны Амет-Хан стал испытателем в знаменитом Летно-исследовательском институте Громова, где участвовал в создании новых видов авиационной техники, которая по праву считается передовой на мировой арене. Он также участвовал в подготовке космонавтов: до полёта Юрия Гагарина он тренировал экипажи в условиях невесомости на самолёте Ту-104, который пилотировал сам летчик.

Погиб 1 февраля 1971 года под Егорьевском (Московская область) при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.

Имя прославленного летчика носят международный аэропорт и проспект в Махачкале, площадь в центре Симферополя, улицы в Алупке, Судаке, Евпатории, Красноперекопске, Феодосии, Казани, Каспийске, Волгограде, Жуковском, Хасавюрте и многих других населенных пунктах. Памятники герою установлены в Ярославле и Киеве, бронзовые бюсты – в Алупке, Феодосии, Махачкале. В городе Саки его именем назван микрорайон и железнодорожная платформа. Имя легендарного воздушного аса носят малая планета №6278 «Амет-Хан», открытая в 1971 году, и горный пик в Дагестане. Весь его богатый след впечатляет и доказывает: Амет-Хан – поистине одна из величайших легенд авиации XX века.

 

Все новости

25 октября 2025 года исполняется 105 лет со дня рождения Амет-Хана Султана

<p> Амет-Хан Султан – дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, заслуженный летчик-испытатель СССР. Его имя вписано в историю как символ мужества и мастерства: он заслужил звание летчика-аса во времена Великой Отечественной войны, а в послевоенные годы стал ведущим специалистом в области испытания новых авиационных и космических технологий. Без сомнения, его вклад делает его одной из ключевых фигур XX века. </p> <p> Родился 25 октября 1920 года в небольшом поселке Алупка, в семье рабочего. После окончания школы Амет-Хан поступил в железнодорожное училище в Симферополе, одновременно работая слесарем на железной дороге. Мечта о небе привела его в аэроклуб. В 1939 году он стал студентом Качинской авиашколы, которую окончил через год с отличием, получив звание младшего лейтенанта, и был направлен в армию. </p> <p> Начало Великой Отечественной войны застало его под Кишиневом в составе 4-го истребительного авиаполка. Уже в конце 1941 года он впервые сбил вражеский самолет. В одном из боев, выполняя смелую атаку, он протаранил левым крылом корпус немецкого «Юнкерса-88» – самолет застрял в его крыле, а сам Амет-Хан, выбравшись из кабины, совершил прыжок с парашютом. За этот подвиг он был награжден орденом Ленина. </p> <p> Летчики противника узнавали Амет-Хана «по полету» и называли его по рации «Черным дьяволом». На самолетах эскадрильи Амет-Хана Султана были нарисованы атакующие орлы. В армии его уважали и любили за дружелюбие и остроумие. За время войны он совершил более 600 боевых вылетов, лично сбил 30 самолетов противника и участвовал в многочисленных групповых сражениях. Его героизм был отмечен высшими наградами страны: двумя орденами Золотой Звезды, тремя Орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, медалями и признаниями международного уровня. </p> <p> После войны Амет-Хан стал испытателем в знаменитом Летно-исследовательском институте Громова, где участвовал в создании новых видов авиационной техники, которая по праву считается передовой на мировой арене. Он также участвовал в подготовке космонавтов: до полёта Юрия Гагарина он тренировал экипажи в условиях невесомости на самолёте Ту-104, который пилотировал сам летчик. </p> <p> Погиб 1 февраля 1971 года под Егорьевском (Московская область) при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. </p> <p> Имя прославленного летчика носят международный аэропорт и проспект в Махачкале, площадь в центре Симферополя, улицы в Алупке, Судаке, Евпатории, Красноперекопске, Феодосии, Казани, Каспийске, Волгограде, Жуковском, Хасавюрте и многих других населенных пунктах. Памятники герою установлены в Ярославле и Киеве, бронзовые бюсты – в Алупке, Феодосии, Махачкале. В городе Саки его именем назван микрорайон и железнодорожная платформа. Имя легендарного воздушного аса носят малая планета №6278 «Амет-Хан», открытая в 1971 году, и горный пик в Дагестане. Весь его богатый след впечатляет и доказывает: Амет-Хан – поистине одна из величайших легенд авиации XX века. </p> <p>   </p>