В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
На XXXI сессии Казгордумы обсудили методы улучшения работы городского транспорта
Фото: Денис Гордийко
В столице Татарстана маршруты общественного транспорта обслуживают девять предприятий. В будние дни на автобусах, троллейбусах, трамваях и метро жители совершают порядка 750 тысяч поездок. При этом в 2023 году общественный транспорт Казани перевез 231 млн 300 тысяч человек – это на 5% больше показателя 2022-го.
Выступая на заседании, Ильсур Метшин напомнил, что последняя реформа, благодаря которой транспортная проблема ушла из первого десятка популярных, проводилась в Казани 15 лет назад. Однако за это время возникла необходимость в принятии новых мер. «В этом нет крайних и виноватых. Есть 10 рублей, а задач каждый год у нас минимум на 15 рублей. Мы не навсегда решили эту проблему, сегодня она опять есть. Это сложный вопрос, который касается половины населения Казани ежедневно», – сказал градоначальник.
Он добавил, что поддержку оказывает раис Татарстана Рустам Минниханов и в целом правительство республики: «Мы развиваемся, покупаем новый транспорт и повышаем качество обслуживания. Целое поколение выросло в Казани, которое не видело ни ГАЗов, ни ПАЗов. В этом году закупим еще 157 автобусов и 39 троллейбусов».
Всего по 56 автобусным маршрутам Казани курсируют 606 единиц транспорта, в связи с большим сроком эксплуатации и повышенным износом требуется заменить треть из них. Еще по 10 маршрутам курсируют 136 троллейбусов, 25 из них закупили в 2023-м при поддержке раиса РТ на условиях софинансирования.
Обновления также требует инфраструктура наземного электротранспорта на сумму порядка 5 млрд рублей. В городе нужно срочно заменить 32 км (из 82 км) контактной сети троллейбуса, 70 км (из 132 км) трамвайных путей. Всего в Казани по девяти маршрутам курсируют 87 трамваев, а на одной линии метрополитена – 15 составов электропоездов.
Руководитель исполкома Ильдар Шакиров в своем докладе отметил, что в связи с недостаточным финансированием отрасли общественного транспорта в Казани выпуск автобусов на линию составляет 76%, а электротранспорта – 95%. При этом в 2023 году на организацию пассажирских перевозок из бюджета выделили 2 млн рублей на пять лет: за один час работы перевозчикам выделяется 7–11 копеек при нормативной доплате в 1400 рублей. В связи с этим ухудшается финансовое положение перевозчиков. Они вынуждены оптимизировать затраты на эксплуатацию за счет увеличения интервалов движения, сокращения количества подвижного состава и рейсов.
Спикер напомнил, что в июле в городе изменили схемы движения 10 автобусных маршрутов – это позволило сократить выпуск подвижного состава на 60 единиц и уменьшить дефицит кадров на 120 водителей. Однако эти мероприятия отразились на пассажирах, поскольку повлекли за собой увеличение количества пересадок.
Ильдар Шакиров пояснил, что при брутто-контрактах перевозчик получает фиксированную сумму за единицу работы, а при нетто-контрактах разница между нормативными затратами и билетной выручкой компенсируется из бюджета. «В целом для решения накопившихся вопросов и развития городского пассажирского транспорта Казани необходим комплексный подход и системное обеспечение финансовыми ресурсами на постоянной основе. Это позволит нам сохранить кадры и повысить качество пассажирских перевозок», – резюмировал спикер.
Ильдара Шакирова поддержал директор центра транспортного моделирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Александр Чеботарев. Он заявил, что результаты транспортной реформы, которую реализовали в Казани ранее, помогают держаться городу в топе по развитию этой отрасли, однако с каждым годом ситуация ухудшается, поэтому требуется дальнейшее развитие и финансирование.
Александр Чеботарев подчеркнул, что озвученные Ильдаром Шакировым показатели свидетельствуют о недостаточном внимании к развитию общественного транспорта, при этом проблему, по его мнению, нужно решать комплексно. Эксперт предложил сместить акцент капиталовложения с дорожного строительства на развитие общественного транспорта, перейти на брутто-контракты, а также развивать городской электротранспорт путем создания программы, привлечения средств из федерального бюджета, расширения тарифного меню.
«Окупаемость перевозок – это утопическая история. Повышение тарифов или снижение количества рейсов приведет к социальной напряженности. Необходимо дополнительное финансирование общественного транспорта», – акцентировал докладчик.
В свою очередь Ильсур Метшин заявил, что сейчас стоит задача подготовить предложения и изучить лучшие практики совместно с транспортными предприятиями города. «Та надежность, которую мы обеспечили большим вниманием 15 лет назад, исчерпала себя. Для развития общественного транспорта нужны деньги, а их нет, но мы будем продолжать работать», – заверил градоначальник.
Также на сессии обсудили нехватку водителей общественного транспорта. Частично эту проблему было предложено решить включением в программы среднеспециального образования целевого обучения водителей на категории «С» и «D». Кроме того, стало известно, что в адрес раиса РТ направлено обращение с предложением внести водителей общественного транспорта в перечень участников программы социальной ипотеки.
В числе предложенных инициатив было и увеличение размера штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте. Такая мера повысит эффективность организации бескондукторной системы оплаты проезда и обеспечит сбор доходов.