В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
Три специалиста рассказали, откуда берут идеи для контента, какую площадку считают самой удобной и как совмещают хобби с основной работой
Фото: личный архив Радика Хабирова
Радик Хабиров привлек к себе внимание в прошлом году, когда стал полуфиналистом телешоу «Классная тема!». А в 2024-м он победил в конкурсе «Учитель года – 2024» на республиканском уровне и представил Татарстан на федеральном этапе. По итогам состязания Радик Хабиров выиграл спецприз и в скором времени пройдет стажировку в гимназии им.Е.М.Примакова – это крупнейший гуманитарный кластер страны.
Главная цель преподавателя – увлечь людей наукой, сделать свой предмет интересным взрослым и детям, поэтому он решил вести блог в социальных сетях «ВКонтакте» и Telegram, где публикует короткие ролики или небольшие посты с интересными фактами. Как отметил Радик Хабиров, во многом его поддержали ученики, которые рассказывали друзьям о педагоге. На сегодня преподаватель суммарно имеет почти 7 тысяч подписчиков.
По мнению блогера, «Вконтакте» и Telegram – это доступные и удобные платформы. Самыми популярными публикациям становятся ролики от 30 до 50 секунд с интригой и разгадкой. «Современный мир полон информации, дети находятся в непрерывном потоке самых разных данных, поэтому короткий формат считаю самым удачным», – рассказал учитель. В своих видео он раскрывает тему, но сохраняет интригу, чтобы подпитать у учеников интерес для самостоятельного изучения темы, поэтому ролики могут использоваться как на уроках в школе, так и в качестве домашнего задания.
Темы для материалов учитель выбирает самостоятельно, отталкиваясь от того, что может быть интересно ученикам и учителям в проведении занятий. «Самое сложное – написать сценарий, который позволит за 30 секунд создать интерес к теме, раскрыть суть явления и оставить место для размышлений и собственных вопросов учеников», – признался Радик Хабиров.
На создание одного материала у педагога уходит минимум час. Сначала подбирается правильный фон, чтобы максимально раскрыть тему через звук и картинку, дальше происходит сама съемка, а после учитель обрабатывает и публикует материал на страницах. «Самое приятное – следить за просмотрами и лайками», – отметил Радик Хабиров. Посты педагога во «ВКонтакте» набирают порядка 100 лайков, а в Telegram – около 50 реакций.
Одним из самых популярных роликов учителя-блогера стал материал про шерсть белых медведей – публикация посвящена теме теплопроводности. «После просмотра видео дети задавали дополнительные вопросы, то есть у ребят возник интерес, ради чего я этот ролик и создавал», – рассказал педагог.
В дальнейшем Радик Хабиров планирует привлекать учителей и учеников к совместной работе над контентом и осваивать новые инструменты монтажа.
Эльнара Гусейнова начала вести блог после того, как стала частью Форума классных руководителей. Педагог публикует контент в социальной сети «Вконтакте» – по мнению жительницы Казани, эта платформа удобная, доступная и имеет интересные инструменты для работы и обучения.
Сейчас у Эльнары Гусейновой насчитывается более 2 тыс. подписчиков. В своем блоге она публикует образовательный материал и информацию, которая может пригодиться учителям, ученикам и их родителям. Педагог работает в разных форматах: текст, презентация, видео и др. По словам собеседницы, она любит искусство и старается активно использовать его в блоге.
В этом году Эльнара Гусейнова стала послом Форума классных руководителей, поэтому сейчас она публикует контент о событиях, связанных с мероприятием и классным руководством.
«Цель моего блога – рассматривать различные сферы жизни, в частности образование, с позитивной точки зрения. Людям важно научиться видеть в окружающем мире прекрасное!» – поделилась Эльнара Гусейнова.
Идеи для публикаций у нее возникают в процессе работы, во время прогулки или при посещении культурных учреждений. Также учитель вдохновляется вопросами или успехами учеников, например, она разместила в блоге документальный фильм ученицы, созданный в рамках школьной проектной работы. «Хочется, чтобы успехи учеников вдохновляли на развитие и достижение еще лучших результатов других детей», – сказала Эльнара Гусейнова.
Она отметила, что создание контента занимает от минуты до трех-четырех часов, а иногда требуется потратить на пост день или два, если возникает необходимость куда-то выезжать. «Я могу пойти в музей, чтобы найти интересный экспонат для обсуждения, или посетить библиотеку, которую в дальнейшем можно посоветовать подписчикам блога», – объясняет Эльнара Гусейнова. В подготовке материалов ей иногда помогают ученики: они берут интервью у учителей, своих сверстников, снимают видео, принимают участие в фото- и видеосъемках.
«В дальнейшем хотелось бы усилить взаимодействие с учениками и их родителями в направлении развития моего блога. Только совместными усилиями можно создать что-то уникальное и важное для окружающих», – считает Эльнара Гусейнова.
Ерлан Аймаганбетов приступил к ведению блога в социальной сети «ВКонтакте» после посещения Форума классных руководителей в 2022 году. Тогда, как отмечает педагог, его жизнь кардинально изменилась во всех смыслах. За это время на блог учителя подписались более 2 тысяч человек, среди которых – ученики и их родители, коллеги и близкие.
На своей странице блогер публикует посты, посвященными образованию и искусству. Периодичность выхода публикаций зависит от количества мероприятий, но чаще – не более трех постов в неделю. Ерлан Аймаганбетов придерживается четкого контент-плана. Медиаграмотности, написанию интересных постов, съемке клипов, правильному выстраиванию стратегии присутствия и многому другому педагог научился на Форуме классных руководителей.
«Ведение блога – это большая помощь мне как педагогу. На уроке я – учитель, дающий знания, а на своей странице я показываю, что педагоги могут быть еще и социально активными. К примеру, они участвуют в конкурсах, посещают концерты или смотрят фильмы. Это все привлекает учеников, они оставляют комментарии, а в школе делятся своим мнением», – рассказал Ерлан Аймаганбетов.
Контент дополняют и совместными проектами с учителями из других городов и республик. В их числе – клип о местах, связанных с композитором Петром Чайковским. В видео приняли участие преподаватели из Елабуги, Удмуртии, Ульяновской области. В свою очередь Ерлан Аймаганбетов рассказал подписчикам о музыкальной школе №1 им.П.И.Чайковского. Еще одним таким проектом стали «Вкусные новости», где педагоги из Набережных Челнов и Елабуги в домашней обстановке с чаем и татарской национальной выпечкой подводят итоги месяца.
«Мои ученики – главный источник вдохновения. Мы с ними путешествуем по Татарстану, ездили в Иннополис и Свияжск. Таким образом создавались совместные видеоклипы для блога. С учениками мы ведем свой канал в «Сферуме», который называется «Вкусные треугольники». С этим каналом мы вошли в топ-50 команд России от цифровой площадки «Сферум» и получили памятные подарки из Москвы», – рассказывает учитель.
В дальнейшем педагог желает начать снимать образовательные обзоры в формате клипов. «К ведению блога я отношусь как к хобби, конечно же, я выстраиваю это так, чтобы оно ни в коем случае не пересекалось с моей основной работой и не мешало мне быть учителем. К каждому из подписчиков я отношусь с уважением и трепетом, потому что каждый из них делится мнением, что дает мне стимул создавать контент», – сказал педагог.
Камила Вильданова, Басира Агазаде, Диляра Гафурова
Фото: Денис Гордийко, личный архив Эльнары Гусейновой, Министерство образования РТ