На сегодня в школах города учатся более 2,1 тыс. ребят из семей иностранных граждан
За 11 месяцев 2024 года в Казани зарегистрировали 254,3 тысячи уведомлений о прибытии иностранных граждан в город – это на 68,5 тыс. больше, чем за аналогичный период 2023-го. Чаще всего иностранцы приезжают в столицу Татарстана для работы и учебы, при этом большинство мигрантов трудятся на предприятиях, в маркетплейсах и строительных фирмах. В городе ведется активная работа по социально-культурной адаптации и социализации иностранных граждан – итоги этой деятельности подвели на заседании в исполкоме. Участники встречи предложили привлечь к работе по адаптации мигрантов работодателей, а также создать для детей иностранных граждан курсы по изучению русского языка в подготовительных классах и кружках.
Фото: Марат Мугинов
«Татарстан вошел в пилотный проект по созданию центра социальной и культурной адаптации иностранных граждан. Его специалисты будут информировать приезжающих о законодательстве России, последствиях его несоблюдения, а также нормах поведения в обществе. Важную роль играет работа по адаптации детей мигрантов, которую необходимо начинать с детского сада. Педагогами республики уже созданы учебно-методические материалы, которые мы будем распространять», – сказала Гузель Сагитова.
По словам Рената Валиуллина, неотъемлемая часть повседневной деятельности национально-культурных объединений – социально-культурная адаптация и социализация мигрантов, включая проведение адресных профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений. «Значительное количество трудовых мигрантов в республике в настоящее время работают на предприятиях, в маркетплейсах и строительных фирмах. Считаем правильным возложение ответственности за адаптацию мигрантов также и на работодателя. Мы готовы содействовать в решении этой непростой задачи», – предложил руководитель исполкома ассамблеи.
Отдельно он остановился на вопросе организации обучения русскому языку детей иностранных граждан. Так, в казанских школах сегодня учатся более 2,1 тыс. детей мигрантов, 84 из них не имеют гражданство РФ. В каждой школе выработана своя система работы по данному вопросу, но существует ряд схожих проблем: языковой барьер; риск возникновения конфликтных ситуаций; низкий уровень усвоения образовательных программ. Для их разрешения в учреждениях взаимодействуют с родителями, проводят дополнительную учебную и воспитательную работу, реализуют проекты.
Положительным примером поделилась Алсу Биктова. Она рассказала, что в этом году школа №41 Вахитовского района стала площадкой реализации проекта «Познавая Татарстан» Центра социально-гуманитарного образования. Инициатива была направлена на социокультурную адаптацию детей мигрантов, обучающихся в 1–6 классах, а также их родителей. Благодаря проекту школьники узнали о традициях разных народов, вовлеклись в общественную жизнь учреждения. «Опыт школы №41 оказался очень интересным. Даже по Татарстану стали распространять эти инструменты», – отметила Гузель Сагитова.
При этом часть педагогов имеет сложность работы с детьми, слабо владеющими русским языком. Напомним, Госдума РФ одобрила закон, вводящий обязательное тестирование знания русского языка для детей мигрантов перед поступлением в школу. Ребят, которые не справились с тестированием, не будут допускать к учебе. Тестирование будет бесплатным. Закон еще должен одобрить Совет Федерации РФ и подписать президент. Он вступит в силу 1 апреля 2025 года.
В связи с этим Ренат Валиуллин выступил с идеей организовать адаптационные курсы для детей иностранных граждан, которые не владеют русским языком. Уроки предложено проводить в подготовительных классах для будущих первоклассников, а для детей более старшего возраста, уже обучающихся в школах, – на вечерних факультативных занятиях или кружках. «При обучении необходимо создать максимальные условия для общения с русскоговорящими детьми. Как показывает практика, освоение любого языка проходит намного быстрее и эффективнее, когда созданы условия для общения с носителем языка, необходима практика речи, а отчуждение детей, не владеющих русским языком от общего числа учащихся, является недопустимым», – сказал Ренат Валиуллин.
Также, по словам руководителя исполкома ассамблеи, есть необходимость определить общее число детей мигрантов, не владеющих русским языком. А опорные школы для создания условий по изучению нужно создать, основываясь на районах, где проживает большее количество таких детей. Выступающий предложил уделить внимание и общению с родителями – нужно работать с ними, доводить информацию о новых требованиях и о том, что необходимо готовить ребенка, в том числе с помощью интернет ресурсов, например, онлайн курсов.
«Ваше предложение, конечно, очень нужное. Должны быть и подготовительные группы, и внеурочная деятельность. Очень важно активизировать язык, в этом может помочь участие в мероприятиях и посещение индивидуальных занятий. Важна и работа с родителями, можно и для них организовать языковые курсы», – согласилась Гузель Сагитова.
Завершая встречу Игорь Резниченко сообщил, что за 11 месяцев столицу Татарстана посетили граждане 179 стран. Наибольшее число уведомлений было принято от представителей Узбекистана, Таджикистана, Китая, Казахстана и Турции. При этом сотрудники УМВД России по Казани в ходе профилактических мероприятий выявили 10 тысяч 729 нарушений миграционного законодательства, чаще всего они касались игнорирования правил въезда в РФ или режима проживания.
Также на заседании выступили руководитель детского центра «Сабыйлар» Лейсан Солтанова и начальник управления по взаимодействию с религиозными объединениями департамента раиса РТ по вопросам внутренней политики аппарата раиса РТ Альберт Дирзизов.