В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
Совещание, инициированное по поручению Ильсура Метшина, собрало специалистов в области экологии, биологии и природопользования.
В Институте развития Казани прошел круглый стол по вопросу строительства дублера Оренбургского Тракта. Поводом послужило обращение заместителя председателя Татарстанского регионального отделения всероссийского общества охраны природы Сергея Мухачева к мэру города Ильсуру Метшину. Эксперты обсудили экологические риски, связанные с предложенными вариантами трассировки дороги.
Фото: Марат Мугинов
Сергей Мухачев, заместитель председателя Татарстанского регионального отделения Всероссийского общества охраны природы представил аргументы против текущего проекта трассировки дублера Оренбургского Тракта. По его словам, утвержденная Кабинетом министров РТ трассировка нанесет серьезный ущерб экосистеме города и соседнему Лаишевскому району.
Трассировка, разработанная Институтом пространственного планирования РТ, предполагает прохождение дороги через Матюшинский лес с уничтожением 66,5 гектара лесного массива. А участок дороги, проходящий через пойму протоки Подувалье, может нарушить естественный водный режим территории. Подверг сомнению он и вариант, разработанный Институтом развития города, вдоль железной дороги, так как в районе станции Березовая роща расположена орхидная долина – место произрастания последней жизнеспособной популяции редкого растения, пальчатокоренника мясокрасного.

«Для любого мегаполиса такое сокращение ценных природных территорий сродни экологической катастрофе», – подчеркнул Сергей Мухачев.
В ответ Ильсур Метшин поручил провести круглый стол с участием экологов. Его цель – выработать предложения по минимизации воздействия на среду и сформировать устойчивые подходы к проектированию Казанской агломерации. Модератором круглого стола выступила кандидат географических наук, доцент КФУ Светлана Хуснутдинова.
В ходе обсуждения директор МБУ «Институт развития Казани» Алексей Горбунов и директор ГБУ «Институт пространственного планирования» Олег Григорьев представили свои варианты прохождения дублера.
Алексей Горбунов отметил стратегическую важность строительства: «Эта дорога необходима и заложена в планах. Когда горожане обозначают проблемы, это нормально. Мы готовы к обсуждению с экспертами и общественностью».

Олег Григорьев рассказал о концепции разработанного ими варианта трассировки. По его словам, он ориентирован на транзит: дорога пройдет около запланированных логистических узлов и складов маркетплейсов в Лаишевском районе.
Однако этот вариант предусматривает максимальное вмешательство в природу: для прокладки прямой дороги требуется вырубить те самые 66,5 га Матюшинского леса. По оценке комитета внешнего благоустройства, это эквивалентно уничтожению более 120 тысяч деревьев. Компенсационная высадка составит более 300 тысяч деревьев.
Олег Григорьев отметил, что утраченный лес будет восстановлен. Более того, он акцентировал внимание на других источниках загрязнения: «Эта территория – большая промзона, а не экологический оазис. Самый большой урон экологии наносит не вырубка леса, который можно восстановить, а автомобильные выбросы. Поэтому мы старались увести этот поток от жилых районов».
С этим категорически не согласилась доцент кафедры природопользования и водопользования Института управления, экономики и финансов Эльвира Набеева: «Компенсирующая посадка – это не лес». Она добавила, что нарушенная биосистема не сможет восстановиться, и половина новых посадок погибнет. Сергей Мухачев подтвердил это, приведя в пример пойму Казанки, где для восстановления биоценоза потребовалось 25 лет. «Лес мы никогда не возместим», – подытожила эксперт в области строительства Инна Булычкова.

Казанский биолог, заместитель председателя Всероссийского общества охраны природы Антон Бортяков выразил особую тревогу по поводу прокладки магистрали через особо ценные биоэкологические территории – казанское Подувалье. «Трассы, которые режут его вдоль или поперек – это все равно врезка и воздействие на природную территорию. Любая эстакада подразумевает массивные опорные сооружения. Подобный проект провоцирует опасность осушения огромного района», – сказал он.
Заместитель директора по научной деятельности Института экологии, биотехнологии и природопользования Мария Кожевникова указала на отсутствии Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). «Пока нет ОВОС – мы не можем выбирать и выслушивать мнения. У нас есть данные по пропускной способности, но данных по воздействию на окружающую среду нет». Антон Бортяков подчеркнул: «Если ОВОС нет – есть вероятность, что в этих зеленых участках есть краснокнижные виды».
Кандидат географических наук, заместитель директора по науке ООО «НефтьСтройПроект», доцент кафедры прикладной экологии Института экологии, биотехнологии и природопользования КФУ Виктор Белоногов уточнил, что для анализа альтернативных вариантов необходимо инициировать изыскания.
Эльвира Набеева предложила создать гидрологическую модель трассировки для оценки потенциального ущерба. Доцент КГАСУ Светлана Персова отметила, что к решению таких вопросов необходимо подходить комплексно. «Междисциплинарные обсуждения необходимы в самом начале проекта на уровне технического задания, концепции», – уточнила она.
Марья Леонтьева, эксперт Фонда Института развития городов Татарстана, поддержала комплексный подход, заявив, что общественные обсуждения необходимы для устойчивости принимаемых решений. Она предложила создать научно-общественный совет при Институте развития города.
Татьяна Лядова, председатель Совета Всероссийского общества охраны природы, напомнила о прецеденте с обсуждением генплана Казани, где мнения жителей и экспертов были услышаны. «Мнение людей – это первое, что нужно обязательно выслушать», – сказала она.
В обсуждении приняла участие и жительница поселка «Мирный» Ильсия Шамсутдинова, которая выразила обеспокоенность жителей потерей любимого места отдыха. Она пригласила участников встречи на коллективное обсуждение в поселок.
В заключение все участники круглого стола пришли к решению о продолжении детального обсуждения проекта с учетом всех представленных экологических и социальных факторов.