В новом проекте Генплана Казани предложены различные решения для разгрузки ул.Мира в Дербышках.
Фото: Денис Гордийко
Уже сейчас транспортная ситуация в районе поселка Дербышки сложная, и пробки по ул.Мира образуются ежедневно в часы пик. В подтверждение этого заместитель главного архитектора Казани Тимур Кадыров озвучил следующие данные: сейчас загрузка улицы Мира достигает 1000-1500 автомобилей в час по двум полосам в каждую сторону. Пропускная способность дороги – 750-850 автомобилей на одну полосу, то есть 1500-1700 машин по двум полосам. «Можно сказать, что улица Мира уже сейчас работает на пределе своих возможностей», - подчеркнул заместитель главного архитектора города.
Он обратил внимание на то, что эта дорога важна и используется не только жителями поселка, но и всего города. «С учетом развития автомобилизации в городе мы понимаем, что улица Мира будет загружаться и дальше, независимо от того, будут строиться новые территории или нет», - отметил Тимур Кадыров.
Он напомнил, что разработчики Генерального плана – специалисты Института Генплана Москвы – проанализировали различные сценарии развития территории, которые были представлены в виде компьютерной транспортной модели. Она показала, что без строительства дополнительных связей в будущем встанет в пробке не только сама улица Мира, но и ближайшие территории, в частности, район Компрессорного завода и как следствие – проспекты Ямашева и Победы, а также часть трассы М7, мостовые переходы через Казанку – Миллениум и Третья транспортная дамба.
Для разгрузки проблемного участка города разработчики предложили строительство дублера улицы Мира вдоль железной дороги, который обозначен в Генплане как проезд №15. «В Генеральном плане показано два варианта прохождения улицы вдоль железной дороги. Это вылетная магистраль без светофорного регулирования, которая возьмет на себя весь транзитный поток с улицы Мира. Она будет выходить за М7, это будет связь в сторону Арского района», - пояснил заместитель главного архитектора города. «Улица будет одна, но с какой стороны железной дороги она пройдет, будет определено на следующем этапе, при разработке проекта планировки дороги», - сказал он. «Сейчас мы хотим представить два варианта, чтобы услышать мнение жителей города, их видение каждого варианта, – добавил Тимур Кадыров. – В итоговом варианте останется только одна дорога».
В проекте Генерального плана дорога в обоих вариантах заложена в санитарно-защитной зоне железной дороги. Ширины санитарно-защитной зоны за полотном железной дороги достаточно для ее строительства. Никакие жилые дома в зону трассы не попадают, соответственно и сносить здесь ничего не потребуется.
Однако, как показывает транспортная схема, одной продольной дороги для решения назревшей проблемы будет недостаточно – необходимы поперечные связи. Такое решение поможет не только Дербышкам, но и соседним территориям. Радиальная дорога призвана соединить жилые массивы с восточной стороны Казани от Оренбургского тракта до «Казаньоргсинтеза» с выходом на М7. В районе Дербышек она снизит нагрузку не только на улицу Мира, но и на разъезд у Компрессорного завода. Эта улица станет альтернативным выездом из Дербышек.
Прохождение этой дороги в районе Дербышек предложено в трех вариантах. Первый вариант – по ул. Главная – был предусмотрен Генпланом 2007 года, второй – по ул. Шоссейная, третий – вдоль жилого массива Нагорный. К слову, последний вариант обсуждался на публичных слушаниях в 2018 году.
Тимур Кадыров подчеркнул, что во всех трех вариантах дорога будет проходить в створе существующих улиц, не потребует сноса. «Это единственно возможные варианты с учетом нормативов. Мы выносим их на общественные обсуждения, чтобы все жители могли с ними ознакомиться, выразить свое мнение, позицию по каждому варианту, которые войдут в протокол и заключение общественных обсуждений», - сказал он.
Заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства Анастасия Латыпова обратила внимание на то, что по результатам встреч с жителями класс дороги в районе Дербышек был понижен. Сегодня это двухполосная дорога по одной полосе в каждую сторону, ширина дорожного полотна составляет 7-8 м, ширина транспортного коридора – не более 15 м.
Четвертый, народный, вариант предполагает снос большого количества домов и СНТ.
Четвертый вариант трассы был предложен жителями Дербышек. Тимур Кадыров обратил внимание, что он был сформирован в ходе общения с жителями. «Мы направили его разработчикам Генерального плана и получили заключение о том, что предложенный вариант подразумевает снос большого количества домов и СНТ», - отметил заместитель главного архитектора Казани. Так, предложение жителей затрагивает территории поселков Борисоглебское, СНТ «Маяк», «Наука», района «Карьер», а также особо охраняемую природную территорию Царицынский лес. При этом основной поток с ул.Мира такая трасса на себя не заберет.
Некоторые предложения жителей уже включены в Генплан. Среди них Тимур Кадыров озвучил дорогу в северном направлении от Авиастроительного района на трассу М7 и продление улицы Губкина в направлении М7. «Но они настолько далеки, что не решат проблему загрузки улицы Мира. Она все равно встанет в пробке, и жители Дербышек будут вынуждены искать альтернативный вариант, которого сейчас нет», - пояснил заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства.
Также, по словам спикера, по закону в документе не может быть спроектирована дорога, проходящая за границами муниципального образования Казани.
Тимур Кадыров обратил внимание на то, что в проекте Генплана будет размещено два варианта трассировки проектируемого проезда №21, так называемого дублера Горьковского шоссе. Предполагается, что дорога пройдет от Адмиралтейской слободы вдоль Волги с выходом на трассу М7 и далее за пределы города. Тимур Кадыров рассказал, что эта связь была заложена еще действующим Генпланом. «На участке в районе поселка Аракчино представлено два варианта трассировки дороги с прохождением по участку контейнерной площадки РЖД и в обход этой площадки по территории СНТ, - сказал Тимур Кадыров. - Трассировка связана с согласованием с РЖД, сейчас этот вопрос обсуждается. Надеемся, что к окончанию общественных обсуждений у нас уже будет какое-то решение по этому вопросу. Тем не менее, мы выносим эти два варианта на обсуждение, чтобы жители выразили свое мнение».
Генеральный план ничего не строит и не сносит, подчеркнула заместитель начальник Управления архитектуры и градостроительства Анастасия Латыпова. «Ажиотаж по поводу того, что в Генеральном плане закладывается снос объектов недвижимости и зеленых насаждений – это все страшилки, - заверила специалист. - На самом деле Генплан ничего не сносит. Его задача – выявить проблему, в частности, имеющиеся пробки, спрогнозировать дальнейшую ситуацию и дать направление решения проблемы». Так, в Генеральном плане указывается направление дороги и ее категория, а точная трассировка определяется на следующей стадии проектирования.
Анастасия Латыпова отметила, что в существующем Генплане есть дороги, которые планировались еще в документе 1969 года. «Еще в 1969 году было заложено Большое казанское кольцо, и только сегодня появились деньги, чтобы построить очередной этап этой дороги», - привела пример Анастасия Латыпова. «Генеральный план дает только направление работы, он не является основанием для сноса», - подчеркнула она.
«То, что в генеральном плане заложена та или иная дорога, не значит, что она появится завтра или в течение 10 лет», - добавила замначальника управления.
Все предложения и замечания, поступившие в ходе общественных обсуждений, будут проанализированы разработчиками Генплана, которые скажут, насколько обоснованными являются эти предложения, соответствуют ли требованиям и можно ли их учесть. По словам Анастасии Латыповой, замечания наподобие «Я против», «Мне не нравится этот вариант», «Не стройте у нас в Дербышках дороги» необоснованные. В случае появления обоснованных замечаний, который, возможно, не были учтены разработчиками, могут быть внесены корректировки. Напомним, что участник общественных обсуждений может оставить два вида сообщений: вопрос, на который специалисты должны ответить в течение суток, или замечания и предложения. Голосования в рамках общественных обсуждений не предусмотрено.
«Если разработчик делает вывод, что все три варианта законные, мы уже исходим из вопроса целесообразности, коммерческой составляющей строительства при реализация того или иного проекта», - пояснила замначальника Управления архитектуры и градостроительства. Она сообщила, что окончательное решение будет принимать специально созданная комиссия во главе с руководителем Исполкома, которая должна изучить все рекомендации. В комиссию входят структуры Исполкома, представители районных администраций, независимые архитекторы, градостроители – всего около 70 человек.