Корреспондент портала KZN.RU заглянул в закулисье архитектурного строения
Фото: Архитектурное бюро Wowhaus / Андрей Артис
Единовременно смотреть за игрой актеров на сцене основного зала могут 771 человек. Для размещения доступны не только партер, но и два балкона. Зал с тремя уровнями фойе с арочными сводами и плавными полукруглыми стенами отсылает к архитектуре мечетей. За счет плавного полукруга происходит единение зрителей с местом театрального действия.
Главная сцена – классическая коробка, оснащенная оперным оборудованием (поворотный круг, люки, многоуровневые платформы). На сцене декорации могут быстро сменяться, а актеры неожиданно появляться. В зале установлена система эффектного озвучивания, имеется интеллектуальное освещение, а также есть возможность прямой и обратной видеопроекции.
Универсальный зал – многофункциональное пространство в формате «блэк бокс», где темные стены и потолок помогают зрителям сфокусировать все свое внимание на действии актеров. Такой формат позволяет адаптировать зал для различных мероприятий. За счет использования системы «бличер» или телескопической трибуны посадочные места могут варьироваться от 100 до 274 человек.
В универсальном зале можно ставить не только спектакли и перфомансы, но снимать видеоролики, фильмы, телешоу или проводить конференции. Передвижные световые рамы освещают любую точку зала, также имеется система кругового озвучивания и видеопроекции.
Сценой для актеров может быть любая сторона зала, в зависимости от постановки. Для смены декораций в зале установлены четыре сценических планшета, которые сдвигаются на 3,5 м вверх и 1,5 вниз.
Говоря о залах нового театра, сооснователь архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро отметил применение сложных акустических решений в восточном зале. Стены пространства украшены гипсовыми монетами, которые наслаиваются друг на друга и обеспечивают необходимое отражение звука. Всего в здании театра их насчитывается 2411 штук: 1256 в восточном зале и 1155 в фойе.
«Потребовались сложные акустические решения. Стены восточного зала оформлены особыми декоративными элементами – монетами, весом почти 40 килограмм каждая. Хотя их поверхность напоминает металл, но они сделаны из гипса и имеют такую форму, которая правильно отражает звук, не поглощая его. При этом с точки зрения художественного замысла, решение не менее интересно: оно вдохновлено татарской кольчугой и украшением изю», – пояснил Олег Шапиро.
Новый театр призван передать колорит татарской культуры. Интерьер создан с использованием национальных орнаментов и мотивов. Помещения спроектированы в теплых тонах, с использованием деревянных текстур и мягкого освещения. «Технологии, реализованные в национальном театре, сочетают функциональность и эстетику. Сложные инженерные решения обеспечивают комфорт зрителей и при этом остаются частью художественного замысла», – отметил сооснователь архитектурного бюро Wowhaus.
К разработке архитектурных элементов привлекли производителей не только из Татарстана, но и всей России. В Министерстве культуры Татарстана была создана специальная комиссия по оцениванию работ согласно соответствию канонам татарской визуальной культуры. Проект разрабатывался при активном участии местных экспертов – историков, культурологов, художников.
Особого внимания посетителей достойны 16 стен-лепестков высотой до 11,4 м. Каждый из них оформлен по мотивам национальных орнаментов, творчески переосмысленных народной художницей Татарстана Наилей Кумысниковой. Также в здании установлены парящие лестницы в авторском стиле архитектора Кенго Кума.
Как отметил Олег Шапиро, перед архитекторами, проектировщиками, строителями и производителями – стояли сложные и необычные задачи, которые требовали нестандартных подходов, поиска свежих, часто не существовавших до этого решений.
«Удивительно, но это один из немногих масштабных проектов, где компромиссов практически не было. Все придуманное было построено не менее амбициозно, а в каких-то случаях даже более. Если отталкиваться от изначальных технологических требований театра к проекту, окажется, что площади и насыщенность оборудованием лишь увеличились, усложнились относительно конкурса», – говорит сооснователь архитектурного бюро Wowhaus.
Обойдя здание, можно насчитать 19 треугольников из стекла и алюминия. На каждой фигуре по 1057 стеклянных деталей и все они не повторяются по своей геометрии. Сторона самого большого треугольника достигает 80 м в длину. Фасад здания воссоздает образ «ледяного цветка» – уникального природного явления озера Кабан. Так, при определенном сочетании температур воздуха и воды на его замерзшей поверхности образуются кристаллы, напоминающие цветы с тонкими ледяными лепестками.
Динамичная подсветка и зеркальные отражения фасадных панелей меняют облик здания в зависимости от времени суток и сезона. Днем фасад здания напоминает ледяные глыбы, переливаясь в солнечном свете, а вечером взору открывается яркое внутреннее пространство театра. Остекление с энергосберегающим покрытием предотвращает перегрев помещений. Использование крупноразмерного стекла обеспечивает равномерное и естественное освещение внутренних пространств театра.
При создании концепции нового здания театра одной из важнейших идей стало гармоничное сочетание противоположностей – соединение инновационных архитектурных и технологических решений с элементами традиционной татарской культуры. «В архитектурном образе здания прослеживается противопоставление двух начал – теплого, творческого, семейного и динамичного, острого, устремленного к победам. Это сочетание ярко транслирует национальный характер, культуру и традиции Татарстана», – считает Олег Шапиро.
Проекты, подобные новому театру, неизбежно меняют облик города. Следовательно, прилегающая к зданию территория вынуждена динамично развиваться, считает Олег Шапиро: «Уверен, что новый театр будет одним из тех объектов, который станет источником изменений в Казани: к его территории подтянется больше центральных функций, а жизнь здесь станет активнее».
По проекту российско-китайского консорциума Turenscape+MAP в 2016 году началась реконструкция набережной озера Кабан. Новое здание театра и его соединение с набережной позволит развить общественную жизнь на обоих его берегах, считает Олег Шапиро.
Переезд из старого в новое здание процесс долгий и постепенный. Более 1000 костюмов, а также декорации перевезут в логистический центр театра. Он расположен на минус втором этаже, здесь же разместят склад оборудования, столярную, слесарную, костюмерную и постижерную мастерские.
В штате театра на сегодня числится порядка 330 сотрудников, площади нового театра в несколько раз больше старого, поэтому в Министерстве культуры РТ рассматривается заявка на увеличение числа рабочих кадров, сообщил руководитель пресс-службы Ильшат Латыпов. «Надеемся, что штат увеличится соразмерно новым площадям и амбициозным планам театра», – прокомментировал он.
Разумеется, текущий репертуар адаптируют на сценах нового здания. Спектакли для большого зала переедут в такой же, а малого – в универсальный. Первой постановкой, которую покажут в новом здании – «Казанга Тукай кайткан», это будет полный аншлаг. Все билеты раскупили за 15 минут после объявления старта продаж.
В марте в старом здании презентую премьеру спектакля «Башмагым», которую также будут играть в универсальном зале нового театра. Для восточного зала срежиссируют новые постановки, уточнил руководитель пресс-службы учреждения. Также после открытия нового здания планируется провести аккредитацию турфирм, для организации экскурсий. Так у каждого жителя и гостя города появится возможность прогуляться по колоритным и многофункциональным залам «ледяного цветка».
Нулевой этаж станет общественным пространством с зонами для свободного посещения. На площади 3,5 тыс. кв.м. откроются кафе и магазины с видом на озеро Кабан. Посетители театра также могут выйти на внешнюю террасу с возможностью перекусить или насладиться панорамным видом на город.
Справочно
Строительство нового здания театра велось с 2023 года. Конкурс на разработку архитектурной концепции пространства объявили в 2021-м, участниками которого стали 537 человек из 14 стран. Работы представили 26 консорциумов и 13 индивидуальных конкурсантов. Лучшим был признан проект консорциума под лидерством архитектурного бюро Wowhaus, в состав которого вошли японская фирма Kengo Kuma&Associates, немецкая компания Werner Sobek AG и казанская организация «ПТМ архитектора Бакулина Германа Алексеевича».