Специалисты рекомендуют придерживаться алгоритма из пяти шагов.
Фото: Город Казань KZN.RU
При списании средств с карты в первую очередь следует убедиться, что данная операция не была совершена владельцем ранее. К примеру, при совершении покупки с использованием банковской карты деньги иногда не списываются сразу, а только блокируются на счете. Фактическое списание происходит в течение нескольких дней. Но бывают случаи, когда с даты покупки до даты списания проходит более длительное время, иногда до двух-трех недель. Также бывают случаи, когда смс-сообщения о проведенных операциях по техническим причинам приходят с задержкой в несколько часов, что также может вызвать ненужные подозрения.
Если все-таки произошло несанкционированное списание средств, то следует незамедлительно позвонить в контакт-центра банка. Уведомить банк в случае утраты карты или ее использования без согласия владельца нужно не позднее дня, следующего за днем получения от банка уведомления об операциях (ч.11 ст.9 Закона №161-ФЗ «О национальной платежной системе). Телефон контакт-центра всегда указан на оборотной стороне карты.
Оператор контакт-центра может попросить выполнить владельца карты ряд действий. В этом случае рекомендуется последовать его инструкциям и не отказываться от блокировки банковской карты, так как это исключит риск других несанкционированных операций.
Если имеются подозрения в совершении противоправных операций с вашей картой, в частности мошенничества, следует обратиться в любое отделение полиции и написать заявление с просьбой возбудить уголовное дело по факту совершения преступления (ст.159.3 УК РФ; ч.2 ст.141, ч.1 ст.144 УПК РФ).
Заявление в банк о несогласии с произведенными операциями может быть составлено по форме, предоставленной банком, или в свободной форме. По запросу банка к заявлению необходимо приложить дополнительные документы (например, постановление о возбуждении уголовного дела).
Иногда списание денег с карты происходит из-за технических сбоев. Например, операция может задвоиться, если при оплате вами покупки с карты списались две одинаковые суммы в адрес одного и того же продавца или при осуществлении покупки терминал выдал чек об ошибке/отмене операции, но деньги все-таки списались. В этом случае к заявлению необходимо приложить имеющиеся у вас чеки.
После этого следует дождаться результатов рассмотрения банком претензии. Срок рассмотрения банком претензии – не более 30 дней со дня ее получения, а при осуществлении международных операций – не более 60 дней. При положительном решении денежные средства будут возвращены на счет банковской карты или на иной счет, указанный в заявлении. В случае отрицательного решения должен быть предоставлен мотивированный отказ. По требованию владельца результат рассмотрения претензии может быть предоставлен в письменной форме.
Если денежные средства были списаны с банковской карты без согласия владельца по вине банка, он вправе обратиться в суд с требованием к банку о выплате процентов за неправомерное удержание денежных средств помимо процентов за пользование денежными средствами на банковском счете, предусмотренных договором (п.1 ст.11, ст.ст.395, 856 ГК РФ).