В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
В Казани открылся первый инклюзивный центр дополнительного образования «Вместе»
В Казани открылся первый инклюзивный центр дополнительного образования «Вместе» – филиал Центра детского творчества «Детская академия». Сейчас он работает в формате летних инклюзивных смен. А с сентября здесь откроются основные кружки. За один учебный год центр сможет принять 4,2 тысячи детей, в том числе и с инвалидностью. На одной площадке будет проходить реабилитация, адаптация и досуг детей. Здесь ребята смогут заниматься музыкой, конструировать роботов, изучать компьютерные технологии и многое другое. Новый центр посетил мэр Казани Ильсур Метшин.
Фото: Марат Мугинов
«Благодаря неравнодушным людям – меценатам, благотворителям создаются новые возможности для развития врожденных талантов наших детей. Мы очень рады, что здесь собрался такой заботливый коллектив. Вам, детки, желаем быть счастливыми вместе с мамами и папами. Прекрасные музыкальные инструменты, компьютеры, робототехника – все это для того, чтобы вы приобретали новые навыки, становились успешными, счастливыми и радовали своих родителей», – сказал Ильсур Метшин.
Инициатором создания центра стала администрация Советского района. Реализация проекта стала возможной благодаря Фонду Президентских грантов и победе в грантовом конкурсе фонда «Лемана Про», а также значительной спонсорской и благотворительной помощи.
Полноценные занятия стартуют в сентябре, однако уже с середины июля в центре проходят летние инклюзивные смены, их посетили 32 ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Смены от АНО «Добрая Казань» изначально задумывались для детей с ментальными нарушениями в возрасте от шести до 12 лет. Однако по многочисленным просьбам родителей, их участниками стали ребята с синдромом Дауна, церебральным параличом и другими нозологиями.
За один учебный год инклюзивный центр сможет охватить до 4,2 тыс. детей. На сегодня это первое учреждение в городе, занятия в котором смогут посещать как дети и подростки без особенностей здоровья, так и ребята с нарушениями опорно-двигательной системы и слуха, с ДЦП, различными ментальными нарушениями в развитии и другими особенностями здоровья. Занятия в центре будут проводить 18 педагогов, включая пять специалистов из Центра детского творчества «Детская академия», прошедших специальное обучение.
Уже открыта запись на обучение, заявки подали 140 детей с инвалидностью. Помимо этого, в учреждение будут набирать воспитанников из Центра детского творчества «Детская академия», который относится к управлению образования города. Создание подобных инклюзивных центров способствует формированию эмпатии и толерантности у детей к сверстникам с инвалидностью. Взаимное общение развивает эмоциональный интеллект, гибкость в коммуникации, умение помогать и договариваться. Об одном из таких случаев в летней инклюзивной смене рассказала директор АНО «Добрая Казань» Татьяна Мерзлякова: «Когда дети мыли руки, Митя (ребенок без особенностей) спросил у Артема с ДЦП, что у него с ножками? Я не успела ответить, но Артем сам объяснил, что у него болят ножки, поэтому он носит ортопедическую обувь и ходит медленнее, чем другие дети. Теперь я вижу, как Митя старается помогать Артему — поддерживает его, показывает что-то, объясняет», — поделилась она. Для самих детей с инвалидностью такие центры дают возможность стать полноценными участниками общества.
Совместное обучение со сверстниками без особенностей способствует их адаптации, стремлению к прогрессу и росту уверенности в себе. Работа в центре будет вестись по четырем основным направлениям: коррекционная педагогика, образовательные и творческие занятия, оздоровительно-реабилитационная терапия, психологическая помощь семьям.
Отдельное внимание будет уделено индивидуальной работе с ребятами с особенностями здоровья: предусмотрены занятия с логопедом, дефектологом, комнаты психоэмоциональной разгрузки, адаптивная физическая культура.
В центе ребята также смогут посещать уроки музыки. Музыкальный кабинет оборудован музыкальными инструментами – цифровым пианино, синтезатором, четырьмя гитарами, а также духовыми и ударными. Это первый центр, где дети с инвалидностью могли бы развиваться в музыкальном направлении. Помимо игры на инструментах для ребят организуют кружки вокала и хора.
Класс компьютерных технологий и робототехники оборудован шестью компьютерами. Годовая программа обучения, стартующая в сентябре, включает основы компьютерной грамотности, а также сборку и программирование роботов. Для детей с ограниченными возможностями здоровья эти занятия имеют колоссальное значение, открывая путь к новым возможностям и самостоятельности. «Я обучаюсь компьютерной грамотности – в наше время это один из самых главных предметов в школе. Компьютеры везде незаменимы. Я очень рад заниматься в таком центре», – сказал один из участников инклюзивной летней смены.
«Мы рады, что здесь созданы все условия, чтобы вы могли освоить навыки не только в компьютерных технологиях, но и во многих других направлениях. Успехов вам, ребята» – обратился к детям Мэр Казани Ильсур Метшин.
Класс изобразительных искусств оснащен двумя столами, сидя за которыми ребята смогут рисовать карандашами, фломастерами, красками, а также лепить и мастерить подделки из бумаги. Занятия предполагают полную свободу творчества. «Здесь дети придумывают что-то свое, у них есть простор для творчества. Я стараюсь, чтобы они мыслили шире, выходили за рамки. Это очень важно», – поделилась педагог по рисованию София Ахмедьянова.
Логопедический кабинет оборудован логозеркалом (компьютер, оснащенный специальными программами), массажным столом, стерилизатором для логопедических инструментов Помимо этого, есть множество методических и игровых пособий.
При планировании дизайна инклюзивного центра активное участие принимали педагоги и родители детей. Помещения выкрашены в нейтральные оттенки при этом старый мраморный пол был сохранен. Стены возле каждого кабинета украшены визуальными подсказками: возле музыкального – клавиши пианино, компьютерного – микросхемы, логопедического – смайлики.
В центре также предусмотрен многофункциональный актовый зал вместимостью до 50 человек. Он будет использоваться для занятий по хореографии, театральному искусству и другим направлениям. «Актовый зал мы проектировали как многофункциональную зону. Если бы была сцена, то детям-колясочникам было бы трудно на нее забираться. Мы оставили ровный пол, чтобы на нем было удобно заниматься», – рассказала дизайнер Алена Савинова.
Напомним, в 2022 году в Казани при школе №49 открылся новый творческий досуговый центр «МастерОК» для учащихся и детей с ограниченными возможностями здоровья. Еженедельно здесь обучаются порядка 400 детей, а также и более тридцати ребят с ОВЗ. На базе школы также в 2023 году появился первый в Татарстане спортивный комплекс, где детей с инвалидностью обучают по нескольким направлениям – танцам на колясках, паралимпийскому фехтованию, а слабовидящих – голболу.
Также в прошлом году по поручению мэра Казани Ильсура Метшина открыли три инклюзивных центра: «Тылсым», «Луч», «Крылья». Первая в Татарстане учебно-тренировочная квартира открылась летом 2022 года на улице Закиева в Советском районе города, а вторая заработала в январе 2024 года на улице Минской.
В текущем году для детей с особенностями здоровья были организованы инклюзивные смены на базе центров «Луч», «Крылья» и «Тылсым». За первую половину лета там отдохнули 128 детей. В рамках проекта организации – «Добрый пляж» – на прошлой неделе на пляже Локомотив заработал пункт проката адаптивных колясок. Эти уникальные средства позволяют людям с ОВЗ свободно передвигаться по песку и гальке, а также комфортно держаться на плаву в воде.
Накануне в загородном лагере «Восток» стартовала первая выездная инклюзивная смена для всей семьи, в которой принимают участие 60 детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Участники пробудут в оздоровительном лагере до 7 августа под присмотром профессиональных тьюторов или своих родителей. Для них подготовлена обширная программа мероприятий, включающая творческие, спортивные, музыкальные, коммуникативные и адаптивные занятия.