В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
С начала года в аварийно-диспетчерскую службу «Водоканала» поступило 30 тыс. 577 заявок о нештатных ситуациях
Фото: Денис Гордийко
«В 1913-м 47 км и сейчас 3600 км сетей водопровода и канализации, конечно, разница налицо. Огромное, гигантское хозяйство! На сегодняшний день «Водоканал» ежегодно тратит большие суммы на ремонт. Тратится 2 млрд в год на капремонт сетей водоснабжения и водоотведения, а необходимо 10 млрд. «Недоедают» сети «Водоканала» всех малых и крупных городов по стране, за исключением, наверное, самых богатых – Москвы, Санкт-Петербурга», – отметил мэр города Ильсур Метшин, комментируя хроническое недофинансирование сферы.
«Из-за недоремонта, десятилетиями копившегося, на сегодня буквально воют эти сети под землей – это мы видим по многочисленным провалам. Десять бригад вылетают на провал или аварию. Казалось бы, хорошо оснащенные и профессиональные десять «летучек», а случаев до 100 бывают в сутки!» – сказал глава города.
Как рассказал Рустам Абдулхаков, почти половина существующих сетей водоснабжения и водоотведения была проложена в 1930–70-ые годы и имеет 100% износ. Ежегодно дополнительно устаревают 65 км сетей водоснабжения и канализации, что составляет порядка 2% от общей протяженности.
Высокий процент износа – ключевая причина возникновения аварийных ситуаций на инженерных сетях предприятия. Для их устранения ежедневно задействуют более 10 аварийных бригад, в составе которых имеется от пяти до семи сотрудников. В более сложных случаях количество специалистов может доходить до 30.
За 10 месяцев текущего года в аварийно-диспетчерскую службу «Водоканала» поступило 30 тыс. 577 заявок – это на 5% больше, чем за аналогичный период 2023-го. Из них 2 тыс. 710 обращений не связаны с деятельностью предприятия, их переадресовали службам города.
Заявки принимают также в сервисе «Открытая Казань». В этом году поступило 15 тыс. 900 обращений, из которых 15 тыс. 626 уже закрыты, еще 274 находятся в работе. Кроме того, коммуникация с жителями ведется и через социальные сети – в телеграм-канале и на официальной странице социальной сети «ВКонтакте», где в среднем обрабатывается 800 заявок в месяц.
На канализационных сетях за последние пять лет количество аварий увеличилось почти в два раза. Если в 2019 году их было 126, то в 2023-м показатель возрос до 204, а за 10 месяцев этого года достиг 148. Аварии происходят из-за разрушения сводов железобетонных коллекторов, что ведет к образованию провалов.
Рустам Абдулхаков отдельно заострил внимание на вопросе ежедневно возникающих засоров на сетях водоотведения, которые приводят к изливам. Их причиной становится мусор, который жители сбрасывают в процессе хозяйственной деятельности в унитаз вместо мусорного ведра. Это тряпки, синтетические салфетки, пищевые, строительные отходы – все то, что категорически запрещено к сбросу в сеть водоотведения.
«Расходы на устранение как самих аварий, так и их последствий составляют значительную часть ремонтного фонда предприятия, что усугубляет ситуацию с уровнем недоремонта остальных сетей, которая на сегодня оценивается в 53 млрд рублей, а с учетом модернизации насосных станций, водозаборов, зданий и сооружений сумма превышает 127 млрд рублей», – пояснил спикер.
Рустам Абдулхаков добавил, что для приведения сетей в нормативное состояние необходимо в течение 10 лет направлять дополнительно 53 млрд рублей. Только в этом случае можно реконструировать большую часть железобетонных канализационных коллекторов (72 км) и переложить 320 км ветхих сетей водоснабжения.
«Сегодня в рамках тарифа мы можем выполнять работы на сумму 2,6 млрд рублей в год. Необходимая же сумма для поддержания сетей и сооружений в нормативном состоянии – более 10 млрд рублей ежегодно. Уровень тарифов при этом должен быть значительно выше относительно действующих», – обозначил спикер.
Он добавил, что решение проблемы высокого износа сетей решить за счет тарифных источников невозможно. Для урегулирования предприятие ждет новую программу по модернизации коммунальных сетей. «Водоканал» передал в Минстрой республики и исполком города информацию об объектах, приоритетных для включения в новую программу. На сегодня ведутся мероприятия по разработке проектно-сметной документации по 80 объектам.Напомним, МУП «Водоканал» является одним из важнейших стратегических предприятий города. Его приоритетные задачи – обеспечение стабильного и безопасного водоснабжения, функционирования системы хозяйственно-бытовой канализации.
Специалисты предприятия ежедневно и в круглосуточном режиме обслуживают в общей сложности 3646 км водопроводных и канализационных сетей, 200 насосных станций, комплексы сооружений Волжского водозабора и объектов очистных сооружений канализации, а также 16 подземных водозаборов. Кроме того, в ведении предприятия находятся восемь снегоплавильных станций и комплекс гидротехнических сооружений инженерной защиты.
92% подаваемой воды в город обеспечивает Волжский водозабор, что в среднем в сутки составляет 280 тыс. кубометров воды. Максимально возможный объем очищенной воды достигает 382 тыс. кубометров в сутки.
В этом году величина реализации воды составила 69 млн кубометров, что почти на 3% больше по сравнению с 2023-м – увеличение на 1,8 млн кубометров. Из этого объема на долю населения приходится 75% потребляемой воды, предприятий – 20%, бюджетной сферы – 5%.