В столице РТ в девять раз выросло количество инклюзивных классов
Фото: Марат Мугинов
«Уже есть определенные результаты. Так количество инклюзивных классов за пять лет выросло в 9 раз. Количество детей с инвалидность, которые стали обучаться не на дому, а в школе выросло в 4,5 раза. Тема инклюзии в работе нашей команды один из приоритетов. Есть дорожная карта, есть понимание задач на ближайшую перспективу. Будем последовательно и системно двигаться в этом направлении», – сказал Ильсур Метшин.
В Казани создана система работы по адаптации, социализации и индивидуальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день в городе работают 45 базовых школ по всем 7 нозологиям. Такие школы посещают дети с нарушением слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, а также расстройством аутистического спектра, сообщила заместитель Руководителя Исполнительного комитета Казани Гузель Сагитова.
Кроме того она остановилась на создании ресурсных классов, которые помогают детям гораздо быстрее социализироваться. Первые ресурсные классы появились в 2017 году. Сегодня в казанских школах создано 10 таких классов для 173 детей.
«Для нас важно не только количество, но и качество. Самый главный вопрос – оборудование ресурсных классов. Это не просто помещение, там должны быть определенные условия», – сообщила Гузель Сагитова.
Работа ведется не только в школах, но и детских садах. В Казани открыто 768 групп для более 11 тысяч детей по разным нозологиям. Развитие большинства детей в таких группах к школьному возрасту корректируется до нормы, уточнила замруководителя Исполнительного комитета Казани.
Более семисот детей с нозологиями получают дополнительное образование по адаптированным программам. В 49 учреждениях Казани ведется обучение по музыкальным, художественно-эстетическим и техническим направлениям.
Инклюзивное образование не остается без поощрений на муниципальном уровне. В этом году впервые проводится грантовый конкурс «Лучшая инклюзивная образовательная организация Казани» в двух номинациях: «Лучшая инклюзивная школа» и «Лучший инклюзивный детский сад».
Из бюджета Казани в призовой фонд выделено 4 миллиона рублей, учреждения смогут направить средства на обучение и переподготовку педагогических работников, а также на улучшение материально-технической базы образовательной организации.
«В конкурсе приняли участие 15 детских садов и 7 школ Казани. Первый тур конкурса (заочный) проходил с 22 мая по 28 августа. Сейчас проходит очный этап, в который прошли по 6 детских садов и школ. Итоги будут подведены в преддверии празднования Дня учителя», – доложила Гузель Сагитова.
По результатам конкурсов 2023 года, лучшей инклюзивной школой по РТ стала школа №86 Советского района Казани. А по всей России школа №65 Московского района стала победителем в номинации «Лучшая система специальных условий для обучающихся с ОВЗ».
Стоит отметить, что на базе школы №65 Московского района Казани с марта этого года начала работать консультационная служба «Вектор развития». Программа реализуется в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Специалисты службы оказывают психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь, информируют в вопросах развития, воспитания, обучения и социализации ребенка с рождения и до совершеннолетия. Помощь оказывается родителям (законным представителям) детей, а также тем, кто желает принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Фото: Денис Гордийко