В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
«РГ» об участнице нового проекта Tatar Stars оркестра La Primavera.
Казанский оркестр La Primavera под руководством Рустема Абязова представил новый проект Tatar Stars c европейских сцен. Его участники - молодые талантливые музыканты с татарскими корнями, которые в силу разных причин живут за пределами России. Первыми гостями стали пианистка Майя Иргалина (Беларусь-Великобритания) и скрипачка Ольга Шроубкова (Чехия).
Артисты выступили в Большом концертном зале имени Салиха Сайдашева. Ольга Шроубкова исполнила произведения Антонина Дворжака и Эрнеста Шоссона, а в завершении порадовала казанцев сюитой по мотивам татарских народных песен "Алмагачлар", написанную самим маэстро Рустемом Абязовым. Среди аплодирующих зрителей была и ее бабушка, жительница Казани.
Майя Иргалина представила публике Первый концерт для фортепиано с оркестром Фредерика Шопена. Но вот ее бабушке Зифе Шайхетдиновне Хайруллиной, живущей в Минске, увидеть выступление внучки не удалось. Но именно ей-то и обязана пианистка появлением на казанской сцене.
В советское время родители Майи жили в Башкирии. Но затем отец-военный перевез семью в Минск. Здесь и родилась Майя. Бабушка оставалась в Башкирии, и внучка часто у нее гостила. Но в итоге и она перебралась в Минск. Здесь Майя, чтобы нанайка ("бабушка" - уменьшительно-ласкательное у татар) не заскучала, познакомила ее с местной татарской диаспорой.
Сама пианистка с отличием окончила Белорусскую государственную академию музыки, а затем отправилась пытать счастья в Великобритании. Здесь она с золотой медалью выучилась в Royal Northern College of Music и начала потихоньку выстраивать музыкальную карьеру - участвовала в фестивалях, побеждала на международных конкурсах.
Между тем творческой судьбой внучки озаботилась и бабушка. И вот в 2016 году Зифе Шайхетдиновне довелось побывать на встрече татарской диаспоры Минска с президентом РТ Рустамом Миннихановым.
- Бабушка у меня очень активная. И она стала расхваливать меня пресс-секретарю президента: "У меня такая внучка! Золотую медаль выиграла, и на фортепьяно играет, и танцует, и татарские песни поет, пригласите ее в Казань". И вот через месяц мне на электронную почту присылают письмо. Я поначалу не поверила, два раза его прочитала: "От Министерства культуры Республики Татарстан. Приглашаем вас сыграть концерт. Скажите, когда вам будет удобно приехать". "И тут фанфары зазвучали в моей голове, - смеется Майя Иргалина. - Нанайка лучше всяких музыкальных агентов. Удивительным образом организовала мне гастроли!"
От Казани артистка в восторге. Здесь она впервые. Зато ее далекие предки жили в татарстанском городке Мензилинск в XVIII-XIX веках. Майя очень трепетно относится к своей родословной. Дедушка знал ее, чуть ли не до седьмого колена. Она извлекает дорожную тетрадь, испещренную какими-то записями на английском языке. И вдруг неожиданно среди этих повседневных заметок "вырастает" что-то вроде генеалогического древа со старинными татарскими именами: Эркей, Усман, Башир, Хайрулла, Абдул-Заки. Был в роду у Майи и мулла.
Пианистка признается, что, увы, плохо знает татарский язык. Притом, что прекрасно владеет английским и белорусским. К слову, муж у нее белорус. Но все же она чувствует себя татаркой.
- Мой картатайка - дедушка по маме великолепно пел народные песни. И татарские, и башкирские, - вспоминает она. - Для меня он был образцом музыканта-любителя. В последнее время в понятие "любитель" вкладывают какой-то уничижительный смысл. Но я не согласна. Это самое чистое, что может быть. Если не будет любителей, то никому не будут нужны профессионалы.
Фото rg.ru
Опубликовано в «Российской газете» 12 октября 2017 года