Вход
Сбросить пароль
Сбросить пароль

Если вы забыли пароль, введите ваш E-Mail. Информация, необходимая для смены пароля, будет выслана вам по E-Mail.

Вход в личный кабинет
Сообщение в техническую поддержку
Авторизуйтесь, чтобы отправить сообщение в техническую поддержку
Сообщить об ошибке
Авторизуйтесь, чтобы отправить сообщение об ошибке
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
02.02.2012, 14:55

На казанскую сцену вернулась оперная «энциклопедия русской жизни»

Шаляпинский фестиваль открылся блестящей премьерой оперы «Евгений Онегин».

(Город Казань KZN.RU, 2 февраля, Ольга Герцева). Вчера в Татарском государственном академическом театре оперы и балета открылся XXX Шаляпинский фестиваль. Вместе с ним в Казань вернулся «Евгений Онегин» - одна из самых интересных и популярных опер как в России, так и за рубежом.

Выдающийся режиссер Михаил Панджавидзе поставил спектакль, ориентируясь прежде всего на классическую трактовку. Как он говорил на пресс-конференции, главным его принципом в отношении таких сакральных для русской культуры произведений является врачебный - «не навреди». Однако режиссер-постановщик проявил скромность – он не просто не навредил. Вместе с артистами и всеми, кто работал над постановкой, он прекрасно справился со сложной задачей приблизиться к гению Пушкина и Чайковского, показать настоящую «энциклопедию русской жизни» в опере.

Постановка Казанского театра оперы и балета предлагает очень искреннюю, наполненную простыми, доступными образами и эмоциями, трактовку оперы. Это драма о человеческих ошибках, о наивной молодости и первой любви, вступающей в противоречие с реалиями жизни, о том, что счастье – это не только страстная любовь, бурные чувства и мгновенные порывы. «Привычка свыше нам дана, Замена счастию она», - лейтмотив оперы. Она начинается с дуэта помещицы Лариной и няни Филипьевны, которые прожили свою жизнь, и эта пушкинская мудрость стала им доступна, а заканчивается драмой Онегина. Он, «Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь бездействием досуга Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел» и не смог вовремя разглядеть, что его счастье прошло мимо, что он искал его не там, когда оно «было так возможно».

В постановке очень ярко проявилось умение знаменитого режиссера работать с артистами. Их образы продуманы от начала и до конца и замечательно сыграны.

Центр оперы - Татьяна, душа постановки, ее стержень и нерв. Эту роль исполнила молодая, но уже известная певица Амалия Гогешвили (Московский музыкальный театр им. К.Станиславского и В.Немировича-Данченко). Ее Татьяна очень искренняя и настоящая. Когда она пишет свое знаменитое письмо, каждый сидящий в зале вспоминает о чувствах, которые сопровождали его первую любовь. Высокопарные фразы, которые Пушкин с долей иронией вложил в уста неопытной девочки («То в вышнем суждено совете... То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан богом, До гроба ты хранитель мой...») Татьяна Амалии Гогешвили произносит (точнее поет) так, что зритель ей верит. Верит в ее высокое, настоящее чувство, которому не поверил Онегин. Те же самые слова Онегин скажет Татьяне в последней картине – и только здесь зритель увидит, сколько иронии в них заложено, как они могут быть обманчивы.

Онегин в интерпретации Владимира Мороза (Мариинский театр) тоже отличается цельностью образа. Он отразил прежде всего ту часть личности пушкинского Онегина, которая выражается словами Татьяны: «Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь». Это не эгоист и светский повеса, его «тоскующая лень» в исполнении Владимира Мороза не отталкивает. Он дает зрителю возможность увидеть в своем герое то, что смогли разглядеть в нем чистые душой Татьяна и Ленский. Онегин – человек, совершивший несколько непростительных ошибок, но достойный сострадания.

Необыкновенный восторг аудитории вызвало исполнение Ленского Сергеем Скороходовым (Мариинский театр), в особенности волнующая преддуэльная ария. Сергей Скороходов остается возвышенным и поэтичным на протяжении всей своей роли.

Чайковский в опере «Евгений Онегин» делает акцент на одном из трех главных героев в каждом действии, однако дает блеснуть и исполнителям второстепенных ролей. Свой талант смогли раскрыть Елена Максимова (Московский музыкальный театр К.Станиславского и В.Немировича-Данченко) в роли Ольги и Михаил Казанов (Большой театр) в роли Гремина.

Музыкальная трактовка принадлежит выдающемуся музыканту современности Михаилу Плетневу, который дирижировал оркестром. По словам известного музыкального критика Алексея Садовского, «музыкальная трактовка Михаила Плетнева - это пружина, которая растягивается до бесконечности. Этот дирижер владеет многими красками».

Сценография спектакля проста и изящна. Вместо сложных декораций – эффекты освещения, которые во многом заменяют интерьер комнат и бальной залы, создают трагическую атмосферу дуэли Онегина и Ленского (идет снег, горит одинокий костер). Некоторая аскетичность обстановки придает спектаклю изящество, не дает отвлекаться на детали и акцентирует суть. Тем не менее, за счет костюмов и деталей (например, колонны в бальной зале у князя Гремина) создается обстановка, воссоздающая дух пушкинского времени.

Опера «Евгений Онегин» появилась в репертуаре Татарского государственного академического театра оперы и балета им. М.Джалиля в третий раз, и можно утверждать, что современная постановка - нового уровня и наиболее удачная. Казанский зритель увидел «Евгения Онегина» одним из первых, в 1885 г., на шестой год после первой постановки в Малом театре в Москве, и возвращение спектакля в Казань – само по себе большое событие, для которого отличным поводом стал юбилейный Шаляпинский фестиваль.

Фото Алисы Розановой.

Фоторепортаж
Премьера оперы "Евгений Онегин" на XXX Шаляпинском фестивале 1.02.2012
Все новости

На казанскую сцену вернулась оперная «энциклопедия русской жизни»

<!--break--> <p> (Город Казань KZN.RU, 2 февраля, Ольга Герцева). Вчера в Татарском государственном академическом театре оперы и балета открылся XXX Шаляпинский фестиваль. Вместе с ним в Казань вернулся «Евгений Онегин» - одна из самых интересных и популярных опер как в России, так и за рубежом.</p> <p> Выдающийся режиссер Михаил Панджавидзе поставил спектакль, ориентируясь прежде всего на классическую трактовку. Как он говорил на пресс-конференции, главным его принципом в отношении таких сакральных для русской культуры произведений является врачебный - «не навреди». Однако режиссер-постановщик проявил скромность – он не просто не навредил. Вместе с артистами и всеми, кто работал над постановкой, он прекрасно справился со сложной задачей приблизиться к гению Пушкина и Чайковского, показать настоящую «энциклопедию русской жизни» в опере.</p> <p> Постановка Казанского театра оперы и балета предлагает очень искреннюю, наполненную простыми, доступными образами и эмоциями, трактовку оперы. Это драма о человеческих ошибках, о наивной молодости и первой любви, вступающей в противоречие с реалиями жизни, о том, что счастье – это не только страстная любовь, бурные чувства и мгновенные порывы. «Привычка свыше нам дана, Замена счастию она», - лейтмотив оперы. Она начинается с дуэта помещицы Лариной и няни Филипьевны, которые прожили свою жизнь, и эта пушкинская мудрость стала им доступна, а заканчивается драмой Онегина. Он, «Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь бездействием досуга Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел» и не смог вовремя разглядеть, что его счастье прошло мимо, что он искал его не там, когда оно «было так возможно».</p> <p> В постановке очень ярко проявилось умение знаменитого режиссера работать с артистами. Их образы продуманы от начала и до конца и замечательно сыграны.</p> <p> Центр оперы - Татьяна, душа постановки, ее стержень и нерв. Эту роль исполнила молодая, но уже известная певица Амалия Гогешвили (Московский музыкальный театр им. К.Станиславского и В.Немировича-Данченко). Ее Татьяна очень искренняя и настоящая. Когда она пишет свое знаменитое письмо, каждый сидящий в зале вспоминает о чувствах, которые сопровождали его первую любовь. Высокопарные фразы, которые Пушкин с долей иронией вложил в уста неопытной девочки («То в вышнем суждено совете... То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан богом, До гроба ты хранитель мой...») Татьяна Амалии Гогешвили произносит (точнее поет) так, что зритель ей верит. Верит в ее высокое, настоящее чувство, которому не поверил Онегин. Те же самые слова Онегин скажет Татьяне в последней картине – и только здесь зритель увидит, сколько иронии в них заложено, как они могут быть обманчивы.</p> <p> Онегин в интерпретации Владимира Мороза (Мариинский театр) тоже отличается цельностью образа. Он отразил прежде всего ту часть личности пушкинского Онегина, которая выражается словами Татьяны: «Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь». Это не эгоист и светский повеса, его «тоскующая лень» в исполнении Владимира Мороза не отталкивает. Он дает зрителю возможность увидеть в своем герое то, что смогли разглядеть в нем чистые душой Татьяна и Ленский. Онегин – человек, совершивший несколько непростительных ошибок, но достойный сострадания.</p> <p> Необыкновенный восторг аудитории вызвало исполнение Ленского Сергеем Скороходовым (Мариинский театр), в особенности волнующая преддуэльная ария. Сергей Скороходов остается возвышенным и поэтичным на протяжении всей своей роли.</p> <p> Чайковский в опере «Евгений Онегин» делает акцент на одном из трех главных героев в каждом действии, однако дает блеснуть и исполнителям второстепенных ролей. Свой талант смогли раскрыть Елена Максимова (Московский музыкальный театр К.Станиславского и В.Немировича-Данченко) в роли Ольги и Михаил Казанов (Большой театр) в роли Гремина.</p> <p> Музыкальная трактовка принадлежит выдающемуся музыканту современности Михаилу Плетневу, который дирижировал оркестром. По словам известного музыкального критика Алексея Садовского, «музыкальная трактовка Михаила Плетнева - это пружина, которая растягивается до бесконечности. Этот дирижер владеет многими красками».</p> <p> Сценография спектакля проста и изящна. Вместо сложных декораций – эффекты освещения, которые во многом заменяют интерьер комнат и бальной залы, создают трагическую атмосферу дуэли Онегина и Ленского (идет снег, горит одинокий костер). Некоторая аскетичность обстановки придает спектаклю изящество, не дает отвлекаться на детали и акцентирует суть. Тем не менее, за счет костюмов и деталей (например, колонны в бальной зале у князя Гремина) создается обстановка, воссоздающая дух пушкинского времени.</p> <p> Опера «Евгений Онегин» появилась в репертуаре Татарского государственного академического театра оперы и балета им. М.Джалиля в третий раз, и можно утверждать, что современная постановка - нового уровня и наиболее удачная. Казанский зритель увидел «Евгения Онегина» одним из первых, в 1885 г., на шестой год после первой постановки в Малом театре в Москве, и возвращение спектакля в Казань – само по себе большое событие, для которого отличным поводом стал юбилейный Шаляпинский фестиваль.<br /> <br /> Фото Алисы Розановой.</p>