В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
Тем не менее, информация о ходе эвакуации была тщательно проанализирована. На основании нее сделаны выводы о готовности городских организаций оперативно реагировать на сигналы об опасности и даны соответствующие рекомендации ответственным за это направление работы на местах.
Безусловно, эти звонки не застали нас врасплох. В ходе командно-штабных и тактико-специальных учений мы ежегодно проводим отработку возможных экстренных ситуаций с объектами экономики, муниципальными учреждениями, учебными заведениями и т.д. Этот год также не стал исключением. Эта работа дает свои плоды. В ходе октябрьской ситуации во всех школах, получивших сигнал о минировании, а именно 179, 31, 86, 67, 122, 26, 15, 159, 55, 146, 85, 2177 дети покинули школы за 3 минуты.
На сегодняшний день, с учетом всех событий на территории РФ и на территории Казани, мы считаем для всех городских организаций необходимым:
1. Быть готовыми при получении сигнала, всевозможных звонков о минировании зданий, учреждений оперативно реагировать на них.
2. В кратчайшие сроки принять решение об эвакуации людей, сообщить в дежурные службы МВД, ФСБ, МЧС и 112.
3. Силы и средства казанского гарнизона должны быть всегда готовы оперативно выехать на место происшествия.
Рекомендуем руководителям объектов экономики, учебных заведений:
- в еженедельном режиме проверять работоспособность системы оповещения, пути эвакуации;
- привести разработанные планы эвакуации объектов экономики в соответствие с требованиями по антитеррористической защищенности и пожарной безопасности;
- назначить приказами ответственных лиц за проведение эвакуации из помещений и отрабатывать практические вопросы эвакуации при возникновении ЧС и пожаре и при поступлении сигналов о закладке минно-взрывных устройств.
Постановлением Исполнительного комитета Казани от 15.06.2015 №2397 (с изменениями) утвержден перечень мест массового пребывания людей на территории Казани. В настоящее время в городе насчитывается 1175 объектов, подпадающих под требования постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 №272. Все объекты категорированы, на них составлены паспорта безопасности. На 1097 объектах установлена система оповещения и управления эвакуацией.
Требования 272 постановления распространяются только на объекты, подведомственные муниципальным органам исполнительной власти и собственниками которых не являются федеральные органы исполнительной власти.
Кроме того, в Казани ведется работа по объектам, антитеррористические требования к которым установлены другими нормативно-правовыми актами:
- по объектам культуры - в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 №176;
- по объектам здравоохранения - в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 13.01.2011 №8;
- по объектам соцсферы - в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 №410;
- по объектам спорта - в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 №202.
Для организации работы по категорированию и паспортизации мест массового пребывания людей постановлением Мэра Казани от 05.06.2015 №71 созданы четыре межведомственные комиссии по обследованию мест массового пребывания людей по районам Казани (по числу районных администраций). Председателями комиссий являются главы администраций районов Исполнительного комитета Казани. Также в состав комиссий входят представители УФСБ России по РТ, УМВД России по Казани, отделов надзорной деятельности Казани УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ, собственники объектов. Единая схема эвакуации населения действует как при возникновении пожара, теракте, так и при любой другой чрезвычайной ситуации.
За период с января по октябрь 2017 года на территории Казани крупные чрезвычайные ситуации и социально-значимые происшествия не зарегистрированы.
Проделанная профилактическая работа и сложившиеся погодные условия в Казани повлияли на улучшение ситуации по числу пожаров. За прошедшие 9 месяцев общее количество пожаров составило 463, что на 9,4 % меньше показателей за аналогичный период прошлого года (511 пожаров). Количество возгораний травы составило 414 случаев, что на 9,5 % меньше показателей за аналогичный период прошлого года. С учетом прогноза погоды постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 3 апреля 2017 года №212 на территории республики противопожарный режим вводился с 25 апреля по 15 мая 2017 года. Действующих очагов природных пожаров в 2017 году не зафиксировано.
Количество пострадавших на пожарах составило 40 человек, что на 11% меньше показателей за аналогичный период прошлого года (45 человек). Спасено 43 человека (92 в 2016).
Однако количество погибших увеличилось в 2,2 раза и составило 24 человек против 11 в 2016 году. При этом произошло 2 пожара с групповой гибелью людей - 4 чел. Среди погибших детей нет.
Все 24 факта гибели людей приходятся на пожары, произошедшие в жилом фонде: многоквартирные жилые дома - 12 погибших (55,6%), частные жилые дома – 8 погибших (27,8%), садовые дома, дачи – 4 погибших (16,6%.
Возраст погибших на пожарах составляет у 16 человек - свыше 60 лет (75%), 8 человек – от 41 до 60 лет – 8 (25%). В большинстве случаев трагедии произошли в ночное время.
Причинами пожаров, на которых погибли люди, явились:
- неосторожное обращение с огнем – 18 погибших, из них 15 - в состоянии алкогольного опьянения. Хочу отдельно обратить ваше внимание, что алкогольное опьянение по-прежнему остается ключевой причиной высокой смертности на пожарах.
- нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и электробытовых приборов – 6 погибших.
Основными причинами пожаров явились:
- неосторожное обращение с огнем – 246 (АППГ-279), при этом горение пластиковых контейнеров – 50 (АППГ-40);
- нарушение правил эксплуатации электрооборудования, в том числе бытовых электроприборов – 171 (АППГ-132);
- поджоги – 70 (АППГ-90);
- нарушение правил устройства и эксплуатации печей – 60 (АППГ-76);
- неосторожное обращение с огнем при курении – 10 (АППГ-18);
- нарушение правил монтажа электрооборудования – 3 (АППГ- 4 );- детская шалость- 1 (АППГ-2);
Основной причиной возникновения пожаров остается человеческий фактор. Поэтому в зимний период главный акцент был поставлен на профилактические мероприятия в жилом секторе в отопительный период. Проверялось состояние газового оборудования, электрооборудования и проводки, систем отопления. Особое внимание уделялось гражданам из неблагополучных семей, многодетным семьям, гражданам без постоянного места жительства. За это время специальные бригады посетили все частные домовладения Казани (46985 частных дома), 5825 многодетных семей, 3597 одиноких престарелых граждан, 1039 мест проживания неблагополучных граждан.
С марта по май созданными профилактическими группами районов проводилось выполнение операции «Жилище – 2017», в ходе данной операции проведены рейды по жилым массивам, подверженных угрозе лесных пожаров, в ходе рейдов проводились беседы с садоводами и жителями, распространено 2289 листовок. В администрациях районов проведены совещания с председателями садоводческих товариществ и специалистами Государственного пожарного надзора.
В 2017 году в газетах опубликовано 19 статей и заметок по вопросам обеспечения пожарной безопасности, в сети Интернет (сайты районов, информагентства, электронные газеты и т.п.) размещено 28 материалов, на телеканалах показано 15 сюжетов и проведено 96 выступлений по радио, отпечатано и распространено 306 видов тематических листовок и экспресс-информаций общим тиражом 50000 экземпляров, памятки по пожарной безопасности размещены в сети Интернет на официальном портале Исполнительного комитета, на информационных стендах в подъездах жилых домов.
Совместно с сотрудниками ОНД по Казани УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан проводились проверки готовности мест проведения массового проведения праздничных мероприятий. Отделом надзорной деятельности два раза в год проводятся проверки жилых массивов по подготовке к пожароопасному периоду и выполнению выписанных ранее предписаний и предостережений. В 2017 году в предписаниях было отмечено 25 недостатков. Основными недостатками по жилым массивам, граничащим с лесными массивами, являются вопросы по пожарному водоснабжению жилых массивов, организации оповещения данных жилых массивов при пожаре, отсутствие твердого покрытия подъездных путей к источникам пожарного водоснабжения, отсутствие пирсов для забора воды пожарными машинами, несоответствие границ населенных пунктов до лесных массивов, отсутствие указателей проезда к источникам пожарного водоснабжения. Одним из основных недостатков по пожарной безопасности Казани являются неисправные пожарные гидранты.
На балансе МУП «Водоканал» состоит 4400 пожарных гидрантов. Ежегодно ответственными сотрудниками данного предприятия совместно с представителями пожарных частей проводятся весенние и осенние проверки состояния противопожарного водоснабжения г.Казани. Ремонт пожарных гидрантов проводится согласно утвержденным ФГКУ «7 отряд ФПС по Республике Татарстан» планам. С начала года отремонтировано 140 пожарных гидрантов, требуют ремонта еще 190 пожарных гидрантов. Таким образом, количество исправных гидрантов составляет 95,7%.
Решены многолетние проблемы в ряде поселков. Водонапорные башни и башни Рожновского, расположенные в жилых массивах Щербаково, Краснооктябрьский, Кадышево, Березовая роща оборудованы кранами для заправки пожарных машин. Сети водоснабжения и пожарные гидранты в жилых массивах Голубое озеро и Вишневка приведены в технически исправное состояние.
В третьем квартале совместно с Комитетом ЖКХ Казани проведены следующие мероприятия:
- ремонт наружного противопожарного водоснабжения - 54 объекта на сумму 255,0 тыс.руб.;
- ремонт и модернизация систем АППЗ зданий повышенной этажности (11 и более этажей) - 31 объект на сумму 939,2 тыс.руб.;
- укомплектованы пожарные краны жилых домов повышенной этажности пожарными рукавами и стволами - 20 объектов на сумму 165,4 тыс.руб.;
- вынос кладовок, сараев и ларей (55 объектов, сумма 74,2 тыс.руб.);
- огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачных помещений (27 домов, сумма 3,9 млн руб.);
- ремонт и очистка дымоходов (9903 объектов, сумма 5,1 млн руб.);
- оборудовано 20 зданий жилых домов устройствами защитного отключения электрооборудования на сумму 2 млн рублей.
Таким образом, проделанная комитетом ЖКХ работа вносит большой вклад в противопожарную защищенность жилого фонда Казани, данная работа будет продолжаться и дальше.
Решением Кабинета министров Республики Татарстан после нашего обращения на выделение средств на устранение недостатков по предписаниям надзорных органов в 2017 году планируется выделение средства на строительство пожарного водопровода в ж.м.Займище в размере 19 млн. рублей. В настоящее время Исполнительным комитетом Казани определен заказчик - Управление капитального строительства, Финансовым управлением Исполнительного комитета Казани планируется производить поэтапное финансирование указанных работ по мере получения средств.
К сожалению, в бюджете Казани на 2017 год, утвержденном решением Казанской городской Думы от 14.12.2016 №6-12 «О бюджете муниципального образования города Казани на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» расходы на обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах не предусмотрены. Прошу изыскать возможность включения данной статьи в расходы города Казани. Это позволит сделать работу по поддержанию противопожарного состояния Казани более планомерной и эффективной. В настоящее время администрациями районов Исполнительного комитета Казани ведется работа по устранению указанных недостатков.
Хотел бы отметить также необходимость строительства пожарного депо в ж.м. Салават Купере, пирсов для подъездов пожарных машин на озере Глубокое и озере Лебяжье. Строительство данных объектов сократит временной норматив прибытия пожарных подразделений до населенных пунктов, расположенных в лесопарковой зоне «Лебяжье», к Салават Купере и ж.м.Залесный.
Я уверен, что своевременно проведенные профилактические мероприятия, направленные на обеспечение противотеррористической и противопожарной безопасности, смогут снизить или исключить соответствующие риски.