В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
Доклад директора МКУ «Дирекция по конкурентной политике и закупкам города Казани» Р.М.Мударисова на аппаратном совещании 24 февраля 2025 года
Дирекция по закупкам на протяжении 10 лет обеспечивает стабильность и организационно-методическое сопровождение закупочного процесса путем повышения качества, прозрачности и конкурентности.
В 2024 году тенденция развития в сфере закупок в части цифровизации проявилась в применении электронных контрактов, машиночитаемых доверенностей, что успешно интегрировалось в закупочную деятельность города и позволило обеспечить непрерывность закупочного процесса.
За прошедший год в рамках 44-ФЗ опубликовано 1228 конкурентных процедур на сумму более 11,9 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года, объем закупок увеличился на 10%. Из них 80% или 985 процедур размещено для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций, объем которых составил более 3 млрд рублей.
При этом отмечается общая тенденция по снижению количества отклонений участников. В отчетном году доля отклонений уменьшилась в два раза и составила 3,3% от общего количества заявок.
Наибольшая конкуренция среди потенциальных поставщиков отмечалась в закупках по кадастровым работам, по поставке бытовой техники и комплектующих для компьютерного оборудования, в которых максимальное количество достигало 21 участника.
Доля представителей бизнеса Республики Татарстан, признанных победителями, составила 70% от общего числа.
В результате анализа заявок и проведения закупок в рамках №44-ФЗ достигнута экономия в размере 210 млн рублей.
Кроме того, дирекция рассматривает заявки в рамках 223-ФЗ. В ходе консультирования унитарных предприятий и акционерных обществ города проведен анализ более 16 тыс. заявок, общий объем которых в денежном эквиваленте составил 33 млрд рублей, что на 15% больше по сравнению с прошлым периодом. Увеличение обусловлено подготовкой и проведением в Казани саммита стран БРИКС, а также приобретением наземного транспорта для нужд города.
Увеличение объема закупок также отразилось на субъектах малого и среднего предпринимательства. Так, в 2024 году количество закупок для МСП составило 7896 процедур, что больше показателя 2023 года на 16%. Организованная работа позволила инициировать поощрение сотрудников акционерных обществ и унитарных предприятий города Благодарностью министра экономики Республики Татарстан.
В результате анализа заявок и проведения торгов, в соответствии с №223-ФЗ, достигнута экономия в размере более 773 млн рублей.
По поручениям руководителя исполнительного комитета, финансового управления и по запросам структурных подразделений дирекция осуществляет анализ проектов выделения лимитов финансирования закупок с целью оценки обоснованности планируемых затрат, ранее не учтенных в бюджете. За прошедший год рассмотрено 80 проектов на общую сумму более 200 млн рублей и обеспечено снижение планируемых затрат на 59%
По оптимизации планируемых затрат приведем несколько примеров.
По результатам анализа сметы расходов на проведение фестиваля в туристической индустрии, уточнен состав товаров и услуг, скорректированы характеристики и объемы, применены нормативы, в результате которых достигнута экономия в размере 48%.
Несмотря на высокие показатели экономии, дирекция руководствуется не только принципом расходования наименьшего объема бюджетных средств, но и достижением наилучшего удовлетворения потребностей города. Например, при анализе планируемых затрат учреждения дополнительного образования по устройству спортивной площадки c искусственным газоном, совместно с заказчиком пересмотрены расчеты: включены расходы на приобретение нового газона, скорректированы объем, состав и вид работ. Рекомендуемая сумма увеличена на 28%.
Одной из задач деятельности дирекции является обеспечение прозрачности закупок у единственного поставщика. Продолжена работа по переводу «прямых контрактов малого объема» в систему «Биржевая площадка», апробирован новый формат взаимодействия дирекции, заказчиков и Агентства по государственному заказу РТ в режиме открытого диалога. За прошедший год на «Биржевой площадке» размещено более 12 тысяч закупок, объем которых более 1,8 млрд рублей. Экономия по результатам состоявшихся процедур составила 93 млн рублей.
Результатом совместной деятельности дирекции и заказчиков в 2024 году является участие в обеспечении общей экономии на муниципальных закупках, закупках унитарных предприятий и акционерных обществ города в объеме 1,2 млрд рублей.
Ежеквартальный анализ основных финансово-экономических показателей муниципальных унитарных предприятий и акционерных обществ города позволяет выявить потенциальные риски и сформировать новые подходы для принятия оперативных решений. Одним из примеров является пилотный проект по оптимизации независимых гарантий, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения контрактов. Потенциальная экономия предприятий за счет сокращения срока действия и снижения комиссии за выдачу гарантий ожидается в размере 5 млн рублей.
Консультирование заказчиков в части ведения претензионной работы способствует улучшению качества исполнения муниципальных контрактов, в том числе посредством применения штрафных санкций. Так, в бюджет города в 2022 году поступило 1,2 млн рублей, в 2023году – 1,5 млн рублей, в 2024 году – 2,2 млн рублей, взысканных в качестве неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов.
Показатели дирекции являются заслугой командной работы. Профессионализм и высокая квалификация специалистов отмечаются заказчиками Казани и представителями других регионов.
Стоит отметить, что сотрудник дирекции в составе команды Поволжского округа на межрегиональном конкурсе в сфере закупок победил в номинации «Лучший представитель региона».
В 2025 году дирекция продолжит работу по реализации принципов контрактной системы, обеспечивая транспарентность и эффективность закупочного процесса. Планируется выполнение следующих мероприятий и задач:
адаптация новой схемы применения национального режима, направленного на развитие экономики и поддержку внутреннего рынка, в соответствии с изменениями в законодательстве и проведение обучающих семинаров;
увеличение количества закупок заказчиков, проводимых на «Биржевой площадке», а также доли закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства;
реализация проекта по оптимизации независимых гарантий унитарных предприятий и акционерных обществ города;
привлечение молодых специалистов, проведение стажировок и наставнических сессий, следуя общепринятому курсу «Команды Казани».