В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
Доклад заместителя руководителя Исполнительного комитета Казани И.А.Гиниятуллина на аппаратном совещании 15 мая 2023 года.
С начала года в Казани выросло число жалоб жителей на несвоевременный вывоз твердых коммунальных отходов. Контрольные органы фиксируют неудовлетворительное состояние мест накопления ТКО.
В систему «Открытая Казань» с начала года поступило 1495 заявок, для сравнения: за 4 месяца 2022 года – 567. Картина выглядит удручающе, особенно на фоне прежних лет эффективной и плодотворной работы.
Напомню, что в соответствие Федеральному закону №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия в сфере обращения с отходами переданы на уровень субъектов РФ. В Татарстане заказчиком по обращению с отходами определено Министерство строительства и ЖКХ РТ. Казань вместе с еще 22 муниципальными районами вошла в зону обслуживания регионального оператора ООО «УК ПЖКХ», госконтракт с которым заключен Минстроем республики в ноябре 2018 года сроком на 10 лет.
Напомню также, что еще в 2006 году практически все основные технологические решения федерального закона 2018 года уже были предусмотрены в муниципальной программе обращения с отходами, разработанной по поручению Мэра Казани. Фактически все эти годы Казань работала на тех же контейнерных площадках, используя ту же двухстадийную схему вывоза ТКО с перегрузкой на сортировочных станциях. Одновременно город внедрял контейнеры для раздельного накопления ТКО, поддерживал и развивал частный бизнес в организации сбора и переработки вторичного сырья, запускал образовательные программы в школах и детских садах на тему экологического воспитания горожан. Все это должно было привести к снижению нагрузки на полигоны ТКО, вовлечению в оборот вторичного сырья.
К сожалению, для регионального оператора эти задачи не стали приоритетными, так как в Татарстане не были приняты решения о внедрении раздельного накопления ТКО. Обращения Исполкома Казани к руководству республики Татарстан о необходимости развития инфраструктуры обращения с отходами, внедрения раздельного накопления ТКО, пересмотра тарифной политики для регоператора не были учтены. Сам региональный оператор ничего нового в действующую систему не привнес.
Много уже говорилось о завозе мусора из соседних районов в Казань. В Зеленодольском, Пестречинском, Верхне-Услонском, Лаишевском районах были закрыты ранее действовавшие полигоны ТКО, а новые, предусмотренные терсхемой, объекты обращения с отходами до настоящего времени не появились.
В результате мусор из этих районов поехал в Казань, что привело к преждевременному переполнению городских полигонов ТКО.
На жителей города легла ощутимая экологическая нагрузка от завоза не предусмотренных дополнительных объемов отходов. Жители Авиастроительного и Московского районов, жилых массивов Новониколаевское, Самосырово, Большие и Малые Клыки, микрорайонов Азино, ЖК «Весна», обрушились во все возможные инстанции с жалобами на резкий запах мусора.
Дополнительная пересыпка отходов грунтом, его уплотнение снизило выделение свалочных газов, однако проблема до конца не решена. Переполненные полигоны требуют рекультивации и выполнения дополнительных природоохранных мероприятий.
Между тем новые объекты обращения с отходами в районах республики Татарстан так и не появились, запланированная к строительству вторая очередь полигона «Восточный» также будет использоваться для нужд соседних муниципальных районов, усугубляя непростую ситуацию с отходами в столице Татарстана.
На все эти перипетии наслоился ряд срывов в текущей работе регоператора в начале года. Не вовремя затеянная оптимизация личного состава, изменение периодичности вывоза отходов, замена транспортного парка с задержкой поставки новых машин, изменение подходов к системе приемки и обработки заявок на вывоз ТКО, пересмотр контрактов с субподрядчиками вкупе с сезонным ростом числа отходов в новогодние праздники и сложными погодными условиями для вывоза мусора привели к мусорному коллапсу.
Наведение порядка на контейнерных площадках продолжалось всю зиму, но так как все это происходило на фоне перечисленных изменений в работе регоператора, которые сопровождались не всегда понятными решениями, очередное сезонное, теперь уже весеннее, образование отходов вновь стало неразрешимой задачей для регоператора.
На помощь мусорщикам пришли городские подрядчики – дорожники, жилищники, транспортники. В течение месяца (с 18 апреля и по настоящее время) дополнительно работали 36 единиц спецтехники – 25 самосвалов, 8 погрузчиков, 3 ломовоза. Совместными усилиями только сейчас удалось ликвидировать наиболее крупные навалы мусора в жилых массивах, но число несвоевременно вывезенных площадок по-прежнему фиксируется каждый день, хотя и постепенно уменьшается.
Как уже говорилось, ситуация усугубляется наличием нерешенных системных вопросов – отсутствие или нехватка инфраструктуры обращения с отходами. Переполнение полигона вынуждает регоператора ограничивать завоз на полигоны некоторых видов отходов, статус которых – ТКО или не ТКО до сих пор по-разному трактуется авторами закона о мусоре. Это, например, порубочные остатки, которые весной переполняют все емкости для сбора отходов – ветки, поросль, прошлогодняя листва и прочее. Отходы капитального и текущего ремонта жилых помещений, вывозимые подрядчиками на контейнерные площадки. Автопокрышки, система сбора и переработки которых не отлажена в Татарстане.
Проведенная ревизия контейнерных и бункерных площадок выявила неполный охват образователей отходов договорами, а также сверхнормативное накопление на некоторых площадках, разбираться с которым надо сообща.
К существующим в жилых массивах 414 контейнерным площадкам необходимо еще 298 площадок на общую сумму 340,5 млн руб. В прошлом году по распоряжению Мэра было построено и отремонтировано 47 площадок. В текущем году на строительство 26 площадок городским бюджетом предусмотрено 20 млн рублей.
Текущую ситуацию мы победим, в этом нет сомнений, но для системной работы недостаточно таких побед, более того такие победы – это признак неуспеха.
Необходимо решение проблемы в комплексе. Развитие инфраструктуры обращения с отходами жизненно необходимо. Должен быть прекращен завоз отходов из районов в Казань. Для этого должны появиться полигоны в районах. Городу нужны площадки для сбора и переработки строительных и органических отходов, нужна налаженная система сбора сезонных отходов, нужно расширять сеть приемки перерабатываемой неорганики – ПЭТ и других пластиков. Помимо сбора надо налаживать переработку этих видов отходов, если нет возможности переработать их сейчас – есть технология консервации на определенный период хранения. Большая часть этих мероприятий предусмотрена территориальной схемой – она должна получить статус регионального закона, меры воздействия за неисполнение или нарушение схемы должны быть предусмотрены госконтрактом.
Мы призываем регионального оператора и министерство строительства и ЖКХ республики определить для себя эти задачи как первоочередные, как самые важные и всю свою работу строить через призму интересов жителей. Иначе вместо развития и движения вперед в работе с мусором, как подразумевала реформа по обращению с отходами, мы сделаем два шага назад.