Вход
Сбросить пароль
Сбросить пароль

Если вы забыли пароль, введите ваш E-Mail. Информация, необходимая для смены пароля, будет выслана вам по E-Mail.

Вход в личный кабинет
Сообщение в техническую поддержку
Авторизуйтесь, чтобы отправить сообщение в техническую поддержку
Сообщить об ошибке
Авторизуйтесь, чтобы отправить сообщение об ошибке
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
15.05.2023, 17:43

О ситуации с вывозом мусора в Казани

Доклад заместителя руководителя Исполнительного комитета Казани И.А.Гиниятуллина на аппаратном совещании 15 мая 2023 года.

С начала года в Казани выросло число жалоб жителей на несвоевременный вывоз твердых коммунальных отходов. Контрольные органы фиксируют неудовлетворительное состояние мест накопления ТКО.

В систему «Открытая Казань» с начала года поступило 1495 заявок, для сравнения: за 4 месяца 2022 года – 567. Картина выглядит удручающе, особенно на фоне прежних лет эффективной и плодотворной работы.

Напомню, что в соответствие Федеральному закону №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия в сфере обращения с отходами переданы на уровень субъектов РФ. В Татарстане заказчиком по обращению с отходами определено Министерство строительства и ЖКХ РТ. Казань вместе с еще 22 муниципальными районами вошла в зону обслуживания регионального оператора ООО «УК ПЖКХ», госконтракт с которым заключен Минстроем республики в ноябре 2018 года сроком на 10 лет.

Напомню также, что еще в 2006 году практически все основные технологические решения федерального закона 2018 года уже были предусмотрены в муниципальной программе обращения с отходами, разработанной по поручению Мэра Казани. Фактически все эти годы Казань работала на тех же контейнерных площадках, используя ту же двухстадийную схему вывоза ТКО с перегрузкой на сортировочных станциях. Одновременно город внедрял контейнеры для раздельного накопления ТКО, поддерживал и развивал частный бизнес в организации сбора и переработки вторичного сырья, запускал образовательные программы в школах и детских садах на тему экологического воспитания горожан. Все это должно было привести к снижению нагрузки на полигоны ТКО, вовлечению в оборот вторичного сырья.

К сожалению, для регионального оператора эти задачи не стали приоритетными, так как в Татарстане не были приняты решения о внедрении раздельного накопления ТКО. Обращения Исполкома Казани к руководству республики Татарстан о необходимости развития инфраструктуры обращения с отходами, внедрения раздельного накопления ТКО, пересмотра тарифной политики для регоператора не были учтены. Сам региональный оператор ничего нового в действующую систему не привнес.

Много уже говорилось о завозе мусора из соседних районов в Казань. В Зеленодольском, Пестречинском, Верхне-Услонском, Лаишевском районах были закрыты ранее действовавшие полигоны ТКО, а новые, предусмотренные терсхемой, объекты обращения с отходами до настоящего времени не появились.

В результате мусор из этих районов поехал в Казань, что привело к преждевременному переполнению городских полигонов ТКО.

На жителей города легла ощутимая экологическая нагрузка от завоза не предусмотренных дополнительных объемов отходов. Жители Авиастроительного и Московского районов, жилых массивов Новониколаевское, Самосырово, Большие и Малые Клыки, микрорайонов Азино, ЖК «Весна», обрушились во все возможные инстанции с жалобами на резкий запах мусора.

Дополнительная пересыпка отходов грунтом, его уплотнение снизило выделение свалочных газов, однако проблема до конца не решена. Переполненные полигоны требуют рекультивации и выполнения дополнительных природоохранных мероприятий.

Между тем новые объекты обращения с отходами в районах республики Татарстан так и не появились, запланированная к строительству вторая очередь полигона «Восточный» также будет использоваться для нужд соседних муниципальных районов, усугубляя непростую ситуацию с отходами в столице Татарстана.

На все эти перипетии наслоился ряд срывов в текущей работе регоператора в начале года. Не вовремя затеянная оптимизация личного состава, изменение периодичности вывоза отходов, замена транспортного парка с задержкой поставки новых машин, изменение подходов к системе приемки и обработки заявок на вывоз ТКО, пересмотр контрактов с субподрядчиками вкупе с сезонным ростом числа отходов в новогодние праздники и сложными погодными условиями для вывоза мусора привели к мусорному коллапсу.

Наведение порядка на контейнерных площадках продолжалось всю зиму, но так как все это происходило на фоне перечисленных изменений в работе регоператора, которые сопровождались не всегда понятными решениями, очередное сезонное, теперь уже весеннее, образование отходов вновь стало неразрешимой задачей для регоператора.

На помощь мусорщикам пришли городские подрядчики – дорожники, жилищники, транспортники. В течение месяца (с 18 апреля и по настоящее время) дополнительно работали 36 единиц спецтехники – 25 самосвалов, 8 погрузчиков, 3 ломовоза. Совместными усилиями только сейчас удалось ликвидировать наиболее крупные навалы мусора в жилых массивах, но число несвоевременно вывезенных площадок по-прежнему фиксируется каждый день, хотя и постепенно уменьшается.

Как уже говорилось, ситуация усугубляется наличием нерешенных системных вопросов – отсутствие или нехватка инфраструктуры обращения с отходами. Переполнение полигона вынуждает регоператора ограничивать завоз на полигоны некоторых видов отходов, статус которых – ТКО или не ТКО до сих пор по-разному трактуется авторами закона о мусоре. Это, например, порубочные остатки, которые весной переполняют все емкости для сбора отходов – ветки, поросль, прошлогодняя листва и прочее. Отходы капитального и текущего ремонта жилых помещений, вывозимые подрядчиками на контейнерные площадки. Автопокрышки, система сбора и переработки которых не отлажена в Татарстане.

Проведенная ревизия контейнерных и бункерных площадок выявила неполный охват образователей отходов договорами, а также сверхнормативное накопление на некоторых площадках, разбираться с которым надо сообща.

К существующим в жилых массивах 414 контейнерным площадкам необходимо еще 298 площадок на общую сумму 340,5 млн руб. В прошлом году по распоряжению Мэра было построено и отремонтировано 47 площадок. В текущем году на строительство 26 площадок городским бюджетом предусмотрено 20 млн рублей.

Текущую ситуацию мы победим, в этом нет сомнений, но для системной работы недостаточно таких побед, более того такие победы – это признак неуспеха.

Необходимо решение проблемы в комплексе. Развитие инфраструктуры обращения с отходами жизненно необходимо. Должен быть прекращен завоз отходов из районов в Казань. Для этого должны появиться полигоны в районах. Городу нужны площадки для сбора и переработки строительных и органических отходов, нужна налаженная система сбора сезонных отходов, нужно расширять сеть приемки перерабатываемой неорганики – ПЭТ и других пластиков. Помимо сбора надо налаживать переработку этих видов отходов, если нет возможности переработать их сейчас – есть технология консервации на определенный период хранения. Большая часть этих мероприятий предусмотрена территориальной схемой – она должна получить статус регионального закона, меры воздействия за неисполнение или нарушение схемы должны быть предусмотрены госконтрактом.

Мы призываем регионального оператора и министерство строительства и ЖКХ республики определить для себя эти задачи как первоочередные, как самые важные и всю свою работу строить через призму интересов жителей. Иначе вместо развития и движения вперед в работе с мусором, как подразумевала реформа по обращению с отходами, мы сделаем два шага назад.

Все доклады с ДП