В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
Доклад начальника Управления наружной рекламы и информации А.Р.Багаутдинова на аппаратном совещании 11 апреля 2022 года
Подводя итоги 2021 года в рекламной сфере, мы фиксировали стремительное восстановление отрасли после потрясений пандемии коронавируса и с оптимизмом смотрели в 2022 год.
К началу 2022 года российский рекламный рынок действительно демонстрировал уверенный рост и по итогам прошедшего года обновил свои максимумы за всю свою историю.
Сегмент наружной рекламы также показал высокую динамику и по сравнению с 2020 годом вырос на 41%, достигнув значения 38,3 млрд руб. При этом важно отметить, что рынок вырос и к докризисному 2019 году на 10%.
По данным экспертов Асссоциации коммуникационных агентств России, в 2021 году объем рынка Казани вырос на 27% и составил 787 млн руб. Несмотря на сокращение рекламного инвентаря на 40% Казань по-прежнему сохранила место в лидирующей тройке, являясь одним из самых привлекательных городов в России для рекламодателей.
Такой рост мы связываем с высокой деловой активностью в нашем городе и инвестиционной привлекательностью.
Положительная динамика продолжилась и в начале 2022 года, где мы не наблюдали традиционного сезонного спада.
С началом специальной военной операции на Украине ситуация на рынке изменилась.
Под натиском агрессивной санкционной политики в отношении России в настоящее время наблюдается вынужденный уход с рынка многих зарубежных компаний и брендов, которые осуществляли крупные инвестиции в рекламу на федеральном уровне.
По данным операторов наружной рекламы выручка рекламных компаний на 70% состоит из федеральных продаж. Заказчиками федеральной рекламы являются правообладатели известных брендов продукции или услуг, которые можно приобрести по всей России. К сожалению, санкции привели не только к резкому снижению новых заказов от данной клиентской группы, но и отказу от размещения по уже подтвержденным программам. По информации от рекламных компаний объемы отказов сопоставимы со среднемесячной выручкой. Кроме того, ссылаясь на экономическую ситуацию, федеральные заказчики перестают оплачивать уже произведенные размещения ключевых клиентов.
Управление наружной рекламы и информации проводит ежемесячный мониторинг заполняемости рекламных конструкций коммерческой рекламой. Если в марте 2022 года заполняемость за счет ранее заключенных контрактов сохранялась на уровне в 50-60%, то уже в апреле загрузка значительно снизилась и составила 30-40%.
В сложившейся ситуации рекламные компании обратились за поддержкой в Мэрию Казани.
Для обсуждения проблем отрасли и предложенных мер поддержки был организован ряд встреч с представителями рекламного бизнеса. По итогам было принято решение об отсрочке половины платежа за текущий квартал на один год – с 31 марта 2022 года на 31 марта 2023 года.
Перенесенные платежи в рамках поддержки отрасли в период пандемии остаются в ранее утвержденном графике и более не переносятся.
Таким образом, в 2022 году с учетом предоставленных мер поддержки скорректированные плановые поступления в бюджет города составляют 398 млн руб.
С начала 2022 года в бюджет уже поступило 77 млн руб., в т.ч. 21 млн руб. – отсроченные платежи за 2020 год. Ранее утвержденные графики участниками рынка в целом выполняются, образовавшиеся задолженности погашаются в короткие сроки. На сегодняшний день дебиторская задолженность перед бюджетом полностью погашена.
Стоит отметить, что в отличие от пандемийного кризиса, в нынешних реалиях для представителей малого и среднего предпринимательства рекламной отрасли предусмотрены также федеральные меры поддержки. Существенной для рекламных компаний мерой является предоставление кредитных каникул. Кроме того, введен мораторий на плановые проверки, произведено ослабление налогового контроля.
Также необходимо пояснить, что уход из России международных брендов не является окончательным. Многие из них заявили не о полном прекращении, а лишь о приостановке работы в России до лучших времен.
При этом, несмотря на значительный отток федеральных клиентов, произошло их частичное замещение местными рекламодателями.
В связи с этим мы продолжим следить за состоянием рынка наружной рекламы, и все дальнейшие решения будут приниматься исходя из анализа текущей ситуации.
Сами участники рынка также принимают необходимые меры, нацеленные на оптимизацию бизнеса, привлечение новых клиентских групп.
Последние события внесли в нашу работу серьезные коррективы. На первый план вновь вышла задача сохранить профессиональный рекламный рынок. Мы внимательно следим за развитием ситуации и находимся в постоянном контакте с представителями рекламного сообщества. Уверены, что принятые меры окажут необходимую поддержку участникам рынка наружной рекламы и в то же время позволят сохранить один из основных источников доходов бюджета города.