В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
Доклад директора Дирекции по конкурентной политике и закупкам Г.В.Харитонова
на аппаратном совещании 11 февраля 2019 года
Дирекция в 2018 году продолжала работу над совершенствованием и оптимизацией закупочной деятельности заказчиков, направленной на достижение положительного социально-экономического эффекта путем обеспечения объективности, беспристрастности, транспарентности закупок и равного отношения ко всем участникам закупочных процедур.
Дирекция обеспечивает сопровождение закупочной деятельности более чем у шестисот пятидесяти муниципальных заказчиков. За 2018 год муниципальными заказчиками было инициировано и размещено 1 225 конкурентных процедур на 5,4 млрд руб. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года объем муниципальных закупок уменьшился на 40%, а количество проводимых процедур увеличилось на 6%. Данные изменения обусловлены проведением в 2017 году крупных закупок, таких, как реконструкция биологических очистных сооружений канализации, услуги по предоставлению кредитных средств и прочих крупных закупок. В 2018 году среднее количество участников на конкурентных торгах составило 2,9 участника.
Объем размещенных конкурентных закупочных процедур для субъектов малого и среднего предпринимательства составил 634 млн руб. или 12,1% от общего объема проведенных конкурентных процедур. Это на 4,6% больше показателя 2017 года.
Экономия бюджетных средств по результатам закупок составила 7,5%, в 2017 г. – 3,6%.
Крупнейшим муниципальным заказчиком 2018 года был Комитет внешнего благоустройства. Объем его закупок составил более 1 млрд руб. Экономия бюджетных средств по результатам закупок составила 33 млн руб. или 3,2%. Основной объем закупок пришелся на содержание дорог, искусственных сооружений и благоустройство. Наибольшая экономия была достигнута при закупках по содержанию искусственных сооружений и систем полива.
Другими крупными заказчиками были администрации районов города.
Необходимо отметить, в рейтинге не учтены закупки Управления образования на организацию питания детских садов и школ на сумму 967 млн руб., так как они были размещены в конце 2017 года.
В пятерке заказчиков с годовым объёмом закупок, превышающим 10 млн руб., и по которым был обеспечен наибольший процент экономии, были Комитет земельных и имущественных отношений, муниципальное учреждение «Автоматизированная система управления дорожным движением», Управление образования, Казанский зооботсад, Комитет по развитию туризма.
Высокая доля экономии на торгах по указанным заказчикам, в первую очередь, характеризуется фактором конкуренции среди потенциальных поставщиков. Так, по данным закупкам в среднем на один лот претендовали 3,4 участника.
В рамках консультирования унитарных предприятий и акционерных обществ города Дирекция формирует рекомендации для заказчиков в части возможности оптимизации начальной цены контракта, корректировки требований к объекту, объему закупки, условиям поставки, а также обеспечивает привлечение максимально широкого количества потенциальных участников закупок.
За 2018 год Дирекцией было рассмотрено 13 410 заявок от 14 унитарных предприятий и акционерных обществ на сумму 18,8 млрд руб. Стоит отметить, что Дирекция в рамках консультирования МУП и АО рассматривает и проводит анализ закупок от 0 рублей.
Крупнейший объем заявок в 2018 году был направлен со стороны Департамента продовольствия и социального питания на 8,3 млрд руб. Экономия составила 340 млн руб. или 4%. Необходимо отметить, что достигнутая экономия не отражается на качестве продуктов.
Ключевым результатом деятельности Дирекции за 2018 год является участие в обеспечении совокупной экономии на закупках муниципальных заказчиков, унитарных предприятий и АО города в объеме более 1,2 млрд руб.
Данная экономия сформирована, в частности, в рамках работы по запросам Финансового управления. В течение года Дирекцией осуществлялся анализ проектов выделения заказчикам лимитов финансирования закупок с целью оценки обоснованности планируемых закупок, ранее не учтенных в бюджете на текущий год. В рамках данной деятельности было проанализировано 260 проектов на 1,3 млрд руб. и обеспечено снижение запросов на 222 млн руб. или 16,8%.
При рассмотрении заявок муниципальных заказчиков, унитарных предприятий и АО Дирекцией была обеспечена совокупная экономия в размере 262 млн руб. за счет подготовки рекомендаций по оптимизации НМЦК.
Общая экономия по результатам состоявшихся конкурентных процедур муниципальных заказчиков Исполкома составила 177 млн руб. или 3,4%. По МУП и АО данный показатель составил 560 млн руб.
Хотелось бы привести несколько примеров работы Дирекции.
От картинной галереи Васильева был получен запрос выделения средств в размере 14,4 млн руб. на дооснащение системы пожаротушения. В ходе анализа запроса Дирекцией было выявлено, что на баллоны с газом для пожаротушения отсутствует необходимая техническая документация. Причиной этому стало неисполнение обязательств генподрядчиком по капремонту галереи в 2013 году. Дирекции удалось восстановить паспорта на баллоны, что позволяло осуществить их подключение и дальнейшую эксплуатацию. Таким образом, бюджет не понес повторных трат на замену исправного оборудования пожаротушения.
В рамках запроса на приобретение насосной станции для подкачки воды в озере Лебяжье на сумму 2,8 млн руб. была произведена корректировка сметных расчетов и скорректирован расчет энергопотребления насосов с учетом фактических потребностей и данных за предыдущий период. Рекомендовано к выделению 2 млн руб., экономия составила 28%.
В ходе рассмотрения заявок МУП и АО специалисты Дирекции осуществляют не только мониторинг рыночных предложений товаров и услуг, а также анализируют ограничение конкуренции, обоснованность объемов и возможность закупки аналогов, соответствующих потребностям заказчика.
Например, в случае заявки на поставку автобуса ПАЗ для МУП «Горводзеленхоз» на 2,1 млн руб. по результатам взаимодействия с заказчиком и потенциальными поставщиками был предложен более экономичный вариант с бензиновым двигателем. Общая экономия составила 620 тыс. руб. или 29%.
Аналогичная работа проводится и по заявкам муниципальных заказчиков. Так, при согласовании заявки на закупку оборудования по робототехнике для многопрофильной школы №181 на сумму 2 млн руб. Дирекцией были найдены поставщики с более выгодными предложениями, соответствующими требованиям заказчика. Общая экономия составила 724 тыс. руб. или более 36%.
Отмечу, что школа №181 – новая. Перед ее открытием требовалась закупка большого объема оборудования. Дирекция проводила анализ всей сметы на закупку оборудования для данной школы в конце 2017 и в начале 2018 годов. За счет достигнутой экономии у школы появились свободные финансовые ресурсы и возможность проведения закупки дополнительного оборудования, ранее не включенного в смету.
Напомню, в конце 2017 года по инициативе Дениса Геннадьевича Калинкина и при поддержке Радика Равиловича Шафигуллина была создана Проектная комиссия, к основным задачам которой относится:
– рассмотрение и оценка показателей эффективности;
– установление приоритетов реализации;
– формирование рекомендаций по источникам финансирования;
– рассмотрение фактических результатов реализации проектов.
В рамках деятельности комиссии Дирекция осуществляет функции секретаря комиссии, проводя предварительную экспертизу материалов по проектам, а также организацию заседаний работы комиссии. На текущий момент комиссией рассмотрено 30 проектов.
В 2019 году планируется реализация новой деятельности по контролю закупок муниципальных заказчиков, осуществляемых с единственным поставщиком до 100 и 400 тыс. руб. В настоящее время проходит пилотную апробацию необходимый для этого инструментарий.
Помимо этого, планируется дальнейшее развитие работы Проектной комиссии по рассмотрению проектов учреждений Исполнительного комитета Казани.
Также планируется развитие деятельности по реинжинирингу оргструктур муниципальных заказчиков Исполкома и муниципальных унитарных предприятий, включая обследование системы управления, проектирование процессов и оптимизацию штатной численности.