В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
Финансовое состояние рекламного рынка
По итогам первого полугодия 2017 года Казань продолжает уверенно входить в тройку крупнейших региональных рынков наружной рекламы с объемом 327 млн руб. Динамика по сравнению с аналогичным периодом прошлого года незначительная – 2%, но по итогам второго полугодия мы прогнозируем рост рынка, так как к концу года рекламные бюджеты традиционно увеличиваются.
В целом по России рекламный рынок продолжает показывать высокую динамику роста. Его объем за девять месяцев 2017 года вырос на 14% и составил 285 млрд руб. Такой высокой динамики не наблюдалось на российском рынке с 2011 года. Сегмент наружной рекламы вырос на 7% и принес в общую копилку порядка 24,6 млрд. руб. Положительная динамика рынка благоприятно отразится на инвестиционном климате в период предстоящих в Казани торгов в 2018 году.
Казань остается одним из самых привлекательных городов в России для рекламодателей. На это влияют такие факторы, как покупательная способность жителей, проведение крупных международных мероприятий, туристическая привлекательность города, высокий уровень городской инфраструктуры. Кроме того, на местном рекламном рынке установлены понятные и прозрачные правила. Но все же основным драйвером роста рынка мы видим проведение в городе в 2018 году чемпионата мира по футболу.
Итоги 5-летнего цикла
В начале 2018 года будут массово заканчиваться сроки договоров на установку и эксплуатацию сетевых рекламных конструкций, заключенных по итогам торгов 2012 года. Подводя итоги работы данного пятилетнего цикла, можем сказать, что нам удалось сформировать эффективно работающий рекламный рынок. Ни одна фирма, прошедшая через торги, не расторгла договор. Платежи от рекламных компаний поступали своевременно и в полном объеме.
Доход бюджета города Казани за данный пятилетний цикл от рекламной деятельности составил 1,4 млрд рублей. Среднегодовой доход бюджета города составил 280 млн руб. Управление, как администратор доходов бюджета, полностью выполняет свои плановые обязательства.
На сегодняшний день в Казани установлено 1410 рекламных конструкций, принадлежащих профессиональным игрокам рекламного рынка, которые предназначены для сдачи в аренду. 1340 из них составляют отдельно стоящие конструкции, 70 – рекламные конструкции, расположенные на фасадах зданий. Действующую схему размещения рекламных конструкций можно посмотреть на онлайн-карте, доступной на сайте Управления наружной рекламы и информации.
Контроль за размещением рекламных конструкций
На сегодняшний день Исполнительный комитет полностью контролирует ситуацию с незаконным размещением сетевой рекламы. Появление незаконных рекламных конструкций в городе стало единичным событием и связано, как правило, с их несвоевременным демонтажем владельцами после окончания срока действия разрешений. Это результат многолетней системной работы в данном направлении и четко прописанного алгоритма - заблаговременное уведомление об окончании срока разрешения; работа с собственником конструкции, с рекламодателем; публикация перечня незаконных конструкций на сайте Управления, непосредственно сам принудительный демонтаж и взыскание расходов с владельца конструкции.
Благодаря поставленной предупредительной работе такой результат достигнут с минимальными затратами бюджетных средств на принудительный демонтаж - в пределах двухсот-трехсот тысяч рублей в год.
Сегодня работа управления в части контроля несколько трансформировалась. Если раньше мы были нацелены на выявление и демонтаж незаконных конструкций, то сейчас ситуация на рынке стала более цивилизованной. Теперь мы больше следим за соответствием внешнего вида конструкции разрешительным документам и исполнением условий договоров в части их содержания в надлежащем состоянии. С 2014 года после установки каждой рекламной конструкции осуществляется ее обследование и приемка. Ситуация, когда была согласована одна конструкция, а установлена совсем другая, теперь невозможна.
Управление принимает активное участие в организации работы по упорядочению размещения информационных конструкций на территории г.Казани. В результате согласованной совместной работы структурных подразделений Исполнительного комитета, контролирующих органов, создания устойчивой в судах нормативной базы, ситуация с размещением средств информационных конструкций стала полностью контролируемой. В настоящее время количество незаконных информационных конструкций по нашим данным составляет около 15% и это в основном конструкции с истекшими сроками разрешений.
Развитие сферы наружной рекламы и информации на территории города Казани в 2018-2020 годах
С 2018 года в городе начнет действовать Муниципальная программа «Развитие сферы наружной рекламы и информации на территории города Казани в 2018-2020 годах». Ее цель - повышение инвестиционной привлекательности рынка наружной рекламы, обеспечение роста дохода бюджета Казани от рекламной деятельности, создание условий для внедрения новых высокотехнологичных типов конструкций.
Сложность достижения поставленных задач во многом связана с современными тенденциями в рекламной отрасли. Объективная реальность такова, что доля наружной рекламы в общем «пироге» рекламного бюджета из года в год снижается и в первую очередь за счет перетекания интересов рекламодателей в сегмент интернет-рекламы, транзитной рекламы. К примеру, доля сегмента интернет-рекламы за 3 квартала 2017 года составила 115 млрд руб., что в 4,8 раза больше, чем наружная реклама.
Чтобы компенсировать этот фактор мы вводим новые высокотехнологичные форматы. Сейчас отрасль наружной рекламы ощущает рост цифровых технологий - digital. Цифровая реклама органично дополняет облик города, делает его современным и не наносит ущерб эстетике городской среды. В настоящее время в Казани создаются все необходимые условия для увеличения доли таких конструкций. Проведена актуализация нормативных правовых актов города Казани. В сборник типовых рекламных конструкций внесен новый тип рекламной поверхности - электронно-цифровая поверхность, а также новый тип конструкции - проекционная установка.
В городе уже сейчас присутствуют высокотехнологичные конструкции – медиафасады, видеоэкраны. Выдано первое разрешение на проекционную установку на пересечении улиц Фучика и Минской.
В качестве пилотного проекта управлением летом 2017 года были организованы торги на установку первого еврощита с электронно-цифровой поверхностью. На участие в торгах заявилось 6 участников. Стартовая цена лота выросла в 4,5 раза и составила 9 млн руб. Очевидно, что спрос на цифровой формат в Казани будет большим. В связи с этим в новой Схеме размещения рекламных конструкций планируется предусмотреть размещение конструкций с электронно-цифровой поверхностью. Основным индикатором эффективной реализации данной задачи муниципальной программы будет увеличение доли высокотехнологичных рекламных поверхностей к 2019 году с 7 до 12 % от общего числа крупноформатных конструкций.
Казань идет по пути улучшения внешнего облика города, для этого уже много сделано, работа продолжается и сейчас. Эта тенденция приводит к тому, что крупноформатные рекламоносители - еврощиты, суперсайты, суперборды выводятся из центральных частей города на окраины либо вовсе исключаются. В Казани, в частности, произошло последовательное сокращение рекламного инвентаря с более чем 2200 единиц в 2006 году до 1340 единиц по итогам торгов 2012 и 2016 годов. Тогда крупноформатные рекламные конструкции были выведены из центральной части города, с Кировской и Кремлевской дамбы, улиц Саид-Галеева, Московская, Ташаяк, Островского, Ершова, площади Тысячелетия, Вишневского - возле Арского кладбища и других улиц. В настоящее время проводится комплексная переработка схемы размещения рекламных конструкций, где планируется дальнейшее сокращение конструкций еще примерно на 40%. В новой Схеме планируется значительно сократить их количество на улицах Академика Парина, Мавлютова, Оренбургский тракт, Декабристов, Татарстан, Достоевского, Салимжанова, Назарбаева.
Предстоящие в 2018 году торги будут проводиться в форме электронного аукциона, что обеспечит максимальную конкуренцию и гарантирует наибольшие поступления в бюджет города. По итогам торгов будут заключены 10-летние договоры. Увеличение срока договоров с пяти до десяти лет позволит участникам рынка осуществлять долгосрочные инвестиции в установку высокотехнологичных конструкций - в первую очередь с электронно-цифровой поверхностью.
Важным нововведением в новых торгах на 10-летний срок будет являться принцип их организации – аукцион на цену контракта с разовой оплатой за первый и десятый год, затем со второго по девятый год оплата осуществляется ежеквартально равными долями. Ранее за право заключения 5-летнего договора оплачивалась вся сумма на 5 лет, затем – ежемесячные платежи по утвержденному тарифу в течение пяти лет.
Данное нововведение создает благоприятные условия для предпринимателей: снижаются финансовые риски для участников торгов, уменьшается входной порог для участия в торгах, в них смогут принять участие больше количество предпринимателей, что повысит конкуренцию на торгах и обеспечит стабильные финансовые поступления в бюджет г.Казани за размещение рекламных конструкций.
Наша задача в настоящее время - усовершенствовать муниципальные нормативно-правовые акты, касающиеся организации и проведения торгов. Это необходимо для удобства участников торгов и исключения спорных ситуаций, приводящих к задержкам сроков проведения торгов в результате их оспаривания.
Второе, что нам предстоит сделать – обеспечить своевременный демонтаж конструкций, у которых завершился срок договора. Напомню, что в 2012 году перед предыдущими торгами Исполнительному комитету пришлось принудительно демонтировать около 600 еврощитов. При неисполнении собственником своих обязательств Исполнительный комитет готов к оперативному принудительному демонтажу. На эти цели в бюджете муниципальной программы предусмотрено 7,9 млн. рублей. Напомню, расходы на принудительный демонтаж будут в последующем взысканы с собственника конструкции.
В целях исключения случаев вынужденного расторжения договоров по причине изменений градостроительной ситуации, так называемых «городских случаев», муниципальной программой предусмотрены работы по нанесению рекламных конструкций на топографическую карту города. Нанесенная информация должна учитываться при подготовке проектов градостроительных планов и планировании работ в придорожной полосе. Ориентировочная стоимость вышеуказанных работ – 1 млн руб., срок выполнения – конец 2019 года. Реализация данного проекта позволит свести к минимуму необязательные потери бюджета, исключая риски «городских случаев».
В целом, выполнение муниципальной программы создаст условия эффективного развития рекламной отрасли в Казани, обеспечит защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц при размещении наружной рекламы, а также обеспечит регулярное поступление финансовых средств в бюджет города.