В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
Доклад начальника Управления информационных технологий и связи Д.А.Кремлева «О развитии систем безопасности на объектах социальной сферы» на аппаратном совещании 19 июня 2023 года
В современных условиях задача обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в учреждениях социальной сферы особо актуальна и остается приоритетной в муниципальном управлении.
Требования по защите объектов образования прописаны в постановлении правительства РФ от 2019 года №1006. Согласно этому документу, каждое образовательное учреждение должно иметь свой актуальный паспорт безопасности и отвечать соответствующим стандартам.
Согласно данному документу все образовательные учреждения разделены на 4 категории опасности. Чем выше риски – тем больше требований.
Надо отметить, что до трагических событий в МБОУ «СОШ №175» требования к функционированию систем были менее строгие, чем сегодня. Ужесточение требований, конечно же, оправданно. Их выполнение накладывает на муниципальный бюджет высокие расходные обязательства.
Сегодня в «базовый» комплект антитеррористической защищенности любой казанской школы входят: кнопка тревожной сигнализации, система контроля управления доступом, система видеонаблюдения, система речевого оповещения, охранная сигнализация.
За 3 года (период с 2021 по 2023 годы) на оснащение и модернизацию систем обеспечения безопасности учреждений социальной сферы Департаменту телекоммуникационных технологий было выделено 600 млн рублей. На эти средства было сделано:
системой контроля и управления доступом оборудованы 100% школ (202 школы), было установлено 250 дверей и 261 калитка в школах. Также 100% детских садов (393 объекта) оборудованы 970 дверями и 554 каликами. Стоит отметить, что на начало 2021 года количество установленных СКУД на объектах образования было минимальным, тогда было выдано 570 замечаний по паспортам безопасности.
кнопкой тревожной сигнализации оснащены 100% объектов образования, однако по замечаниям надзорных органов проведена работа по расширению радиуса действия КТС. Теперь кнопка действует как по всему зданию, так и по всей прилегающей территории учреждений.
системой охранной сигнализации оснащены 176 школ и 223 детских сада. Было устранено 136 замечаний по паспортам безопасности.
системы речевого оповещения установлены в 172 школах и 274 детских садах Казани.
Камерами видеонаблюдения оборудованы 100% школ – установлено 5349 видеокамер. 357 детских садов оборудованы 5867 камерами.
На сегодня в 36 детских садах требуется устранить замечания и дооснастить 155 видеокамерами для контроля критически важных элементов. Требуется 7 млн рублей.
С 2021 года прирост камер видеонаблюдения составил 3808 камер и на 92,5% устранены замечания по паспортам безопасности (всего на 812 объектах социнфраструктуры установлено 14 тысяч 115 камер видеонаблюдения, из них 11 тысяч 216 камер – на объектах образования).
В ходе проделанной работы устранено более 1505 предписаний (всего предписаний 1912), в 2,5 раза уменьшилось количество замечаний на одно учреждение от надзорных органов.
По итогам выполнения работ в 2022 году было сэкономлено 83 млн рублей, благодаря чему дополнительно будут:
смонтированы системы охранной сигнализации в 26 школах и 86 детских садах.
оснащены системой речевого оповещения 30 школ и 10 детских садов.
Чтобы закрыть полностью потребность в обеспечении безопасности системой речевого оповещения в 98 объектах и охранной сигнализации в 116 объектах и дооснащении камерами видеонаблюдения на 36 объектах необходимо выделение финансирования на сумму 143 млн 372 тыс. рублей.
Департамент централизованно обслуживает системы безопасности на более чем 900 муниципальных объектах социальной инфраструктуры. Для повышения эффективности работы мы создаем цифровые двойники социальных объектов и объединяем в единую цифровую среду «Виртуальный мониторинговый центр». Теперь все взаимодействие с подрядными организациями и контроль качества обслуживания, а также мониторинг жизненно важного оборудования возможно в реальном времени.
Своевременное реагирование на неисправности в системе безопасности позволяет заблаговременно заменить выходящие из строя элементы системы.
Благодаря постоянному мониторингу количество ложных сработок снизилось в 2,5 раза.
На сегодня к ВМЦ подключено более 321 объекта социальной сферы, проводится мониторинг работоспособности более 1100 камер видеонаблюдения и более 20 тыс. датчиков АПС в режиме реального времени. Ежегодно обрабатывается порядка 50 тысяч заявок, среднее время на устранение инцидента составляет 3,5 часа.
Для подключения всех учреждений требуется дополнительное финансирование в размере 50 млн рублей. (расчет на одно учреждение 88 тыс. рублей).
Создано мобильное приложение, которым уже пользуются более 300 человек, сотрудники департамента, их подрядные организации, а также сотрудники соцучреждений (директора, заведующие).
Мобильное приложение позволяет подавать заявку без звонка в диспетчерскую службу, с возможностью приложить фото -и видеоматериалы. Когда сотрудники подрядной организации закрывают заявку, идет обязательная проверка геолокации.
Стоит отметить, что в апреле проект «Виртуальный мониторинговый центр» признан одним из лучших по итогам I Национальной премии «Умный город» и включен в перечень предложений по цифровизации городского хозяйства для масштабирования.
Следующий этап развития систем безопасности на объектах социальной сферы – это внедрение умных информационных сервисов. Благодаря созданной качественной инфраструктуре и возможности обработки данных можно создавать современные сервисы для города, а также детей и их родителей. Прежде всего для родителей – это сервис информирования. При проходе школьника через турникет система отправляет родителям ученика уведомление о времени его входа и выхода из школы. На сегодня организована работа по разработке и проектированию данного сервиса.
Программно-аппаратный комплекс «Новолет» имеет большой функционал по созданию дополнительных модулей обработки данных для работы городских служб. Он позволяет осуществить мониторинг и получать оперативно информацию о состоянии освещенности, влажности, концентрации углекислого газа, вытяжной вентиляции, контроле горячей воды, тепла и отопительной системы, поддерживает прямую голосовую связь, дистанционное оповещение, информационное табло, управление уличным освещением, а также автоматическое открытие ворот для приема продуктов, вывоз мусора и въезда на территорию спецмашин.
Сегодня в каждой школе и детском саду есть видеонаблюдение. Но к сожалению, оно организовано локально, что не позволяет эффективно использовать и анализировать видеоданные в режиме реального времени. Однако, благодаря созданной инфраструктуре, сегодня уже есть возможность настроить умную систему видеоаналитики.
Видеоаналитика позволяет распознавать оружие, сигнализировать об оставленных предметах и скоплениях людей на территории и около заборов учреждений, анализировать поведение людей, а также производить подсчет людей, вошедших и вышедших из учреждения, либо находящихся на территории. Дополнительно возможно осуществлять сервисную аналитику в части работоспособности, загрязненности, засвета и изменения угла обзора камеры видеонаблюдения.
Внедрение таких аналитических сервисов требует создания специализированного центра обработки данных, как например это организовано в Москве. Сегодня прорабатываются варианты технических решений и стоимость создания такого ЦОДа в Казани.
Именно в тандеме с современными ИТ-решениями безопасность на социальных городских объектах будет в разы эффективнее.