В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
Доклад председателя Комитета по транспорту А.К.Абдулхакова
«О развитии парковочного пространства в г.Казани»
на аппаратном совещании 17 сентября 2018 года
Напомню, что в рамках разработанной в 2014 году Комплексной схемы организации дорожного движения была составлена транспортная модель с тремя вариантами стратегии реализации мероприятий в зависимости от роста уровня автомобилизации. Просчитана эффективность их внедрения и стоимость объемов финансирования. С помощью модели определено, что при сохраняющихся на тот момент темпах роста автомобилизации и отсутствии мер по улучшению транспортной ситуации, к 2023 году загруженность дорог составит 75%, что соответствует 8-9 балльным пробкам на дорогах.
По данным агентства «Автостат», за последний год продажи автомобилей в Казани выросли на 13% или на 21,5 тысячи новых машин, а это 3 место в стране после Москвы и Санкт-Петербурга. Количество зарегистрированных автомобилей на первое сентября составляет более 414 тысяч.
По сравнению с 2014 годом уровень автомобилизации вырос более чем на 6% и составляет 333 машины на 1000 жителей.
Именно поэтому город проводит транспортную политику, связанную с активным дорожным строительством, внедрением адаптивной системы управления дорожным движением, запретом остановки и стоянки транспортных средств на большинстве улиц центральной части города, отменой левых поворотов и движения большегрузов в дневное время, введением выделенных полос для общественного транспорта, строительством многоуровневых и подземных паркингов и других мер, направленных на увеличение пропускной способности улиц.
Как показывает мировой опыт, создание системы единого парковочного пространства является одним из действенных способов среди ряда мер, вводимых для улучшения транспортного движения.
Система единого городского парковочного пространства была внедрена в феврале 2015 года на 27 участках улично-дорожной сети на 1250 парковочных мест. С 2016 по 2018 годы всего на 55 участках улично-дорожной сети было организовано 961 парковочное место, в том числе за счет средств городского бюджета (9,5 млн рублей) 624 места на 44 участках улично-дорожной сети и 337 машино-мест на 11 участках за счет средств инвесторов. С 2016 года функционирует плоскостная парковка по ул.М.Вахитова на 150 парковочных мест с инфраструктурой для велодвижения на 50 мест.
На сегодня общее количество муниципальных парковочных мест - 2211 на 73 участках улично-дорожной сети.
По истечении трех лет эксплуатации парковочного пространства можно сказать, что основные цели - упорядочение парковки, сокращение длительности стоянки, создание благоприятных условий для общественного транспорта и пешеходов - в определенной степени достигнуты.
По данным видеодетекторов адаптивной системы управления дорожным движением в результате принятых мер по нормализации транспортной ситуации, включающих организацию муниципальных парковок за последние пять лет – пропускная способность основных центральных улиц увеличилась на 18%, средняя скорость передвижения на них – на 5 км/ч. Такое улучшение можно считать вполне позитивным результатом.
Этапы расширения зоны платных парковок предусмотрены в Комплексной схеме организации дорожного движения г.Казани. В перспективе к 2020 году планируется охватить городскую территорию в границах Малого Казанского кольца, с увеличением количества машино-мест до 6 тысяч.
Так уже до 1 ноября текущего года дополнительно будет введено еще 1185 машино-мест в границах улиц Назарбаева, Нариманова, района Чеховского рынка, Сибгата Хакима, Абсалямова, Марджани, Ахтямова.
Уже проведены все конкурсные процедуры и начинается работа по обустройству новых парковочных мест, по монтажу дорожных знаков и нанесению дорожной разметки. Приобретены и устанавливаются паркоматы. Закупаются автомобили с комплексами фото - видеофиксации. Ведется набор на работу водителей и контролеров.
Таким образом, общее количество мест городского парковочного пространства составит 3388.
По состоянию на сегодня, 75 тысяч 280 пользователей зарегистрированы на портале «Казанский паркинг», 228 тысяч 530 автомобилистов (казанцев и гостей нашего города) хотя бы раз воспользовались муниципальными парковками.
Нами постоянно ведется анализ функционирования парковочного пространства. Обследованием использования парковочных мест установлено, что средняя продолжительность парковочной сессии в настоящее время достигла 55 минут, тогда как в начале реализации проекта она была на уровне 1 часа 24 минут. Кроме того, за прошедшие 3 года количество оплаченных парковок на одно машино-место возросло более чем в 2 раза, то есть увеличилась оборачиваемость парковочных мест.
По результатам мониторинга с помощью средств фото-видеофиксации установлено, что общее количество автомобилей, размещенных на муниципальной парковке, превышает количество оплат в среднем в 5-6 раз. Это объясняется тем, что часть автомобилистов оставляют свое транспортное средство не более, чем на 15 минут или являются нарушителями. Анализ соотношения сумм сборов от оплаты и штрафов показывают, что примерно на 32 оплачивающих парковку приходится один неплательщик.
При внедрении парковочного пространства в 2015 году тариф был единым и составлял 50 рублей в час. Основными критериями правильно выбранного тарифа является оборачиваемость парковочных мест, а также их загрузка – она не должна опускаться ниже 50% и не превышать 85%. Это тот уровень загрузки, когда водители вынуждены искать свободное место, создавая блуждающий трафик, и не найдя возможности припарковаться оставляют транспортное средство с нарушением правил дорожного движения.
Разработчиками Комплексной схемы организации дорожного движения при создании таких условий рекомендовано изменение тарифа, как в сторону увеличения, так и снижения.
Такой же подход закреплен и в проекте приказа Министерства транспорта Российской Федерации с методикой определения размера платы за пользование платными парковками, которая разработана на основе опыта организации муниципальных парковок в Москве и Казани. Проект приказа был опубликован в июле текущего года.
Данные рекомендации помогают рассчитать тариф на парковку на вновь вводимых и уже введенных участках в зависимости от их заполняемости. Рекомендации прямо указывают, что если участки улично-дорожной сети, на которых осуществляется парковка, имеют загрузку в «бесплатном режиме» выше 85%, то следует вводить платность.
Для Республики Татарстан базовый размер платы за парковку рекомендован 46 рублей. Также предусмотрены поправочные коэффициенты, учитывающие заполняемость парковки, ее назначение, тип размещаемых транспортных средств, соотношение уровня доходов в городе и районах республики.
Таким образом, базовый тариф для г.Казани в размере 50 рублей соответствует рекомендациям, отраженным в приказе Минтранса России.
Учитывая рекомендации и существующий проект приказа, уже с 1 марта 2017 года постановлением Исполнительного комитета был введен дифференцированный тариф за пользование парковками. С этого дня парковочный тариф перестал быть единым и в зависимости от зоны он составляет 30, 50 и 70 рублей в час. В результате изменений, к концу 2017 года, загрузка на участках с повышенным тарифом снизилась на 23%, а на участках с пониженным тарифом повысилась на 88%, что показывает правильность выбранной политики.
Но уже с весны текущего года на парковках с повышенным тарифом заполняемость в часы пик составляет более 90%, что в соответствии с рекомендациями Минтранса говорит о необходимости очередного изменения тарифа.
По итогам проведенного детального анализа на предмет количества припаркованных автомобилей и длительности их стоянки, для более равномерной загрузки парковочных мест с 1 ноября текущего года повышается тариф до 100 рублей в час на парковках, расположенных на улицах - Театральная, Профессора Нужина, площадь Свободы. На улицах - Профсоюзная, Жуковского, Гоголя, Япеева, Щапова, Лейтенанта Шмидта, Кави Наджми, Мусы Джалиля до 70 рублей в час. На улицах Бурхана Шахиди и Курашова снижается до 30 рублей в час.
Напомню, что штраф за неуплату парковки составляет 2,5 тысячи рублей. Основным видом нарушений на сегодня является сокрытие госномеров транспортных средств, посторонними предметами. Некоторые автомобилисты считают, что сняв или скрыв номерные знаки, они уйдут от ответственности за неуплату парковки. Однако, для решения данной проблемы контрольной службой МКУ «Организатор городского парковочного пространства» регулярно проводится работа по их очистке. После чего осуществляется фотофиксация данных транспортных средств с помощью переносных портативных комплексов. Владельцы указанных автомобилей привлекаются к административной ответственности. Только за последний год устранено более 20 тысяч таких случаев, а это порядка 60 машин в день.
С 1 ноября текущего года также вводятся изменения, связанные с парковкой на местах для инвалидов.
В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на всех муниципальных парковках для них выделено 10%, что составляет 218 машино-мест, которые предоставляются бесплатно. В целях реализации данных прав Исполнительным комитетом г.Казани ведется реестр парковочных разрешений инвалидов, в который уже включено более 5100 автомобилей инвалидов 1 и 2 групп.
В настоящее время Правительством Российской Федерации вносятся изменения в Правила дорожного движения о предоставлении права пользования местами и инвалидам 3 группы. Принятие этих изменений ожидается в начале 2019 года.
В сентябре приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации утвержден новый порядок выдачи опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования. Он будет иметь на лицевой и оборотной стороне знака информацию об инвалиде: фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию и номер справки об инвалидности, группу инвалидности, срок, на который установлена инвалидность.
Хочу заметить, что в настоящее время знак «Инвалид» любой желающий может приобрести в магазинах или распечатать через сеть Интернет. А согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации опознавательный знак «Инвалид» необходимо получать в бюро медико-социальной экспертизы по заявлению. Таким образом, после вступления в силу изменений в Правила дорожного движения и получения индивидуального знака инвалиды 3 группы также смогут парковаться на местах для инвалидов.
В целях совершенствования системы единого парковочного пространства, учитывая поправки в федеральное законодательство, с 1 ноября текущего года будут внесены изменения в организацию контроля за оплатой муниципальных парковок. Их суть заключается в том, что места для инвалидов вообще будут исключены из зоны контроля. Фиксация правонарушений будет осуществляться только на платных парковочных местах. При этом, как и было ранее, если инвалиды или лица, перевозящие инвалидов, будут размещать свои автомобили на платных местах, они должны оплачивать парковку в соответствии с установленным тарифом, в противном случае на них будет наложен штраф за неуплату муниципальной парковки.
В случае если места для инвалидов заняты автомобилями, не имеющими право на бесплатную парковку, нарушители будут привлечены к административной ответственности сотрудниками органов ГИБДД. Штрафы за незаконную установку на транспортном средстве опознавательного знака «Инвалид» и стоянку на местах для инвалидов без опознавательных знаков составляет по 5 тысяч рублей каждый.
Изменения в федеральное законодательство влекут за собой отсутствие необходимости ведения реестра инвалидов. Поэтому с 1 ноября 2018 года муниципальная услуга по внесению в реестр инвалидов исключается из перечня муниципальных услуг.
В заключение еще раз подчеркну основные изменения, которые вводятся в едином парковочном пространстве с 1 ноября.
Зона парковочного пространства расширится на 1185 машино-мест в границах улиц Назарбаева, Нариманова, районе Чеховского рынка, Сибгата Хакима, Абсалямова, Марджани, Ахтямова.
Повысится тариф до:
- 100 рублей в час на улицах - Театральная, Профессора Нужина, площадь Свободы;
- до 70 рублей в час на улицах - Профсоюзная, Жуковского, Гоголя, Япеева, Щапова, Лейтенанта Шмидта, Кави Наджми, и Мусы Джалиля;
- снизится до 30 рублей в час на улицах Бурхана Шахиди и Курашова.
Всем автомобилистам настоятельно рекомендуем быть внимательными и руководствоваться предписаниями дорожных знаков и разметки, а также обращать особое внимание на информационные указатели и щиты.
Учитывая изменения в федеральное законодательство, муниципальная услуга по внесению в реестр инвалидов исключается из перечня муниципальных услуг и отменяется ведение реестра инвалидов.
Развитие городского парковочного пространства - это действенный способ борьбы с автомобильными пробками. А обеспечение беспрепятственного движения по городским улицам является важным фактором в создании комфортных условий для улучшения качества жизни наших горожан.