Доклад заместителя руководителя исполкома города И.С.Шакирова на аппаратном совещании 23 сентября 2024 года
Еще в 2014 году для Казани специалистами Санкт-Петербургского научно-исследовательского института территориального развития и транспортной инфраструктуры была разработана Комплексная схема организации дорожного движения. А уже в 2015-м в рамках ее реализации дали старт проекту развития городского парковочного пространства как одной из мер борьбы с заторами в центральной части города.
Реализация проекта привела к наведению порядка – улично-дорожная сеть города разгрузилась, снизился блуждающий автомобильный трафик, сократилось время поиска места для парковки. Все это сделало город более комфортным для большинства жителей, удобным для пешеходов, туристов и автовладельцев, увеличило скорость передвижения по дорогам, чтобы люди не простаивали в пробках.
За это время скорость движения на участках дорог с муниципальными парковками увеличилась на 7% и на сегодня в среднем составляет 35 км/час. Время проезда через улицы с платными парковками сократилось на 7-9 минут.
Если на начало проекта муниципальный паркинг охватывал 27 участков улично-дорожной сети на 1250 машино-мест, то сегодня общее количество муниципальных парковочных мест достигло почти 8,5 тысячи на 186 участках.
Регулярный мониторинг с помощью автоматических комплексов «Дозор» показывает, что на каждого оплачивающего парковку в среднем приходится 10-12 автомобилистов, которые пользуются льготным периодом и оставляют свою машину не более чем на 15 минут. То есть на сегодня оплачивают парковку в среднем 11 тысяч человек в день, а парковочными местами пользуются до 100 тысяч.
За весь период реализации проекта – девять лет – совершено более 19 млн парковочных сессий. Средняя ее продолжительность сократилась с 1 часа 25 минут до 55 минут. Это позволило достичь высокой оборачиваемости парковочных мест.
На сегодня свыше 458 тысяч автомобилистов зарегистрированы на порталах «Казанский паркинг» и «Горпарковки», более 806 тысяч хотя бы раз воспользовались муниципальными парковками. За 2024 год зарегистрировано еще 78 тысяч новых пользователей, число хотя бы раз оплативших превысило 100 тысяч.
Муниципальные парковки являются одним из инструментов сдерживания растущего уровня автомобилизации. С 2005 года количество машин в городе выросло в три раза и составляет на сегодня 396 единиц на 1000 жителей. Дальнейшее расширение парковочного пространства является мерой по сдерживанию уровня автомобилизации.
С 1 октября текущего года вводятся новые девять участков муниципальных парковок на 226 мест на улицах Подлужной, Батурина, Чернышевского, Ф.Карима, Некрасова, Щапова, Кремлевской набережной и др. Места будут организованы не на всем протяжении этих улиц, а в существующих карманах и на участках улично-дорожной сети, где осуществлялась хаотичная парковка. При выборе мест были учтены обращения жителей и организаций.
Ранее организованная муниципальная парковка у станции метро «Авиастроительная» функционирует как перехватывающая и является востребованной у автомобилистов. На ней действуют гибкие дифференцированные тарифы, например, месячный абонемент стоит 3500 рублей, а стоимость парковки на целый рабочий день – 100 рублей.
В соответствии с рекомендациями КСОДД тариф за стоянку на парковочном месте определяется в зависимости от загруженности парковки, которая не должна превышать 85% и быть ниже 30%.
Для того, чтобы обеспечить равномерную загрузку мест на муниципальных парковках, установлен дифференцированный тариф. На сегодня он составляет 30, 50, 70 и 100 рублей в час. При этом плата взимается только в будние дни с 8:00 до 19:00, в остальное время и в выходные и праздничные дни плата не взимается.
В результате ежедневного мониторинга на предмет количества припаркованных автомобилей на каждом участке, длительности их стоянки и изменения дорожной ситуации на 20 участках загрузка достигает 95–100%. Это тот уровень загрузки, когда водители вынуждены искать свободное место, и, не найдя его, оставляют автомобиль с нарушением правил дорожного движения.
Вместе с тем, на четырех участках наполняемость составляет менее 30% и требует уменьшения размера оплаты до 30 рублей в час вместо 50. Поэтому с 30 сентября текущего года для перераспределения припаркованных автомобилей по зонам планируется корректировка тарифа за парковку на 24 участках как в сторону повышения, так и снижения.
За весь период создания муниципального парковочного пространства изменение тарифа проводилось три раза: в 2017, 2018 и 2023 году.
Оплатить парковку можно через смс-сообщение, мобильное приложение либо паркомат с помощью банковской и транспортной карт. При этом оплатой через паркомат пользуются лишь 2% автомобилистов, тогда как в начале реализации проекта их было почти четверть. Количество оплат через мобильное приложение растет и составляет 58%, смс-сообщение – 40%.
На сайте «Казанский паркинг» пользователи в онлайн-режиме могут увидеть загрузку каждого участка муниципального паркинга, что позволяет заранее спланировать место парковки.
Для стимулирования горожан к отказу от частного владения автомобилем город взаимодействует с каршеринговыми компаниями и предоставляет льготную парковку на муниципальных парковочных местах. Клиенту отдельно платить за парковку не нужно, это делает компания. На сегодня в реестр внесено 987 каршеринговых автомобилей.
Для популяризации использования электромобилей их владельцам также предоставлено право бесплатного пользования муниципальными парковками. Реестр включает 784 электромобиля.
В соответствии с федеральным законодательством 10% от общего количества машино-мест составляют места для инвалидов. Их на сегодня оборудовано 865. Плата за размещение автомобиля инвалидов на специально оборудованных местах не взимается.
Иногда из-за отсутствия свободных мест инвалиды оставляют машину на платных парковочных местах без оплаты, что влечет за собой штраф. Вместе с тем, если инвалидом впервые допущено подобное нарушение, в целях смягчения наказания вместо административного штрафа выносится устное замечание. За пять месяцев текущего года их было сделано 2420.
Крайне актуальна проблема, когда специализированные места для инвалидов заняты машинами других автовладельцев, для этого в настоящее время ведется разработка программного обеспечения, которое позволит контролировать нарушения. В случае, если место будет занято не инвалидом, в рамках сверки с Федеральным реестром инвалидов данные будут автоматически передаваться в ГИБДД для вынесения административного штрафа, который составляет 5 тысяч рублей.
Совместно с ГИБДД проводится работа по фиксации автомобилей, стоящих в зоне действия дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена» и последующему привлечению нарушителей к административной ответственности. Автоматическим комплексом «Паркон», установленным на автомобиль МКУ «Организатор городского парковочного пространства», ведется фото- и видеофиксация транспортного средства, госномера нарушителей передаются в ГИБДД для составления административного материала. В текущем году в пилотном режиме привлечено к ответственности порядка 350 человек.
Учитывая положительный опыт, планируем в текущем году закупить еще два аналогичных комплекса, а в 2025 году оснастить все автомобили (их более 30), которые осуществляют контроль за оплатой муниципальных парковок. Надеюсь, что данные меры позволят улучшить транспортную ситуацию на дорогах города.
Для повышения комфорта и качества обслуживания горожан выполнено обновление программного обеспечения.
Так, в личном кабинете сайта «Казанский паркинг» и в мобильном приложении «Горпарковки» у пользователей появилась возможность самостоятельно исправить до конца текущего дня неверно указанный госномер автомобиля или номер парковочной сессии. Только за первые два месяца работы сервиса им воспользовались более 1000 человек, что позволило им избежать штрафов.
Для информирования граждан на горячей линии паркинга внедрен роботизированный голосовой помощник, который помогает пользователям быстрее получить ответ на интересующие вопросы, в том числе о режиме работы, способах оплаты, льготах, информации о штрафах.
Проведена модернизация программы по обработке фотоматериалов. Внедрение искусственного интеллекта позволяет исключить большую часть ошибок и увеличить скорость при обработке данных, поступивших с комплексов фото- и видеофиксаций.