В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
Под маршрутной сетью подразумевается совокупность всех маршрутов движения пассажирского транспорта общего пользования на территории города. От того, насколько рационально она разработана, насколько удачно и гармонично интегрирована в транспортную сеть, зависят удовлетворение населения перевозками и эффективность работы транспортных компаний-перевозчиков.
Сегодня в Казани создана единая сеть, взаимоувязывающая четыре вида транспорта, за основу которой принята маршрутная сеть городского электрического транспорта, приоритетное развитие метрополитена и троллейбусных линий.
Она состоит из 6 трамвайных маршрутов на 91 трамвай, 11 троллейбусных маршрутов на 202 троллейбуса, 61 автобусного маршрута, на которых эксплуатируются 843 единицы подвижного состава, 7 специальных (сезонных) автобусных маршрутов на 13 единиц, и одной линии метрополитена из 10 станций (от станции «Проспект Победы» до станции «Авиастроительная»). Пассажиров обслуживают 14 составов электропоездов (47 вагонов).
Необходимость в новой маршрутной сети назрела в связи с тем, что:
Во-первых, город активно развивается, строятся новые крупные жилые районы, меняется плотность населения в старых районах за счет новой застройки, и мы уже на сегодняшний день имеем большое число обращений от их жителей по общественному транспорту. Выполнение этих пожеланий возможно только в рамках корректировки действующей маршрутной сети.
Напомню, кардинальные изменения маршрутная сеть претерпела в 2007 году. Далее, в течение последних десяти лет, она корректировалась не существенно, в основном, в связи с изменениями инфраструктуры города в рамках подготовки к Универсиаде 2013 года.
Согласно рекомендациям отраслевых нормативных документов обследование пассажиропотоков должно осуществляться 1 раз в 5 лет. На основе результатов обследования корректируется маршрутная сеть.
Последнее комплексное обследование пассажиропотоков проводилось в Казани уже 8 лет назад, в 2009 году.
Стоит отметить, что за последние 10-15 лет во многих городах Российской Федерации существенно вырос уровень автомобилизации населения, загрузка улично-дорожной сети. Доля общественного транспорта в общем объеме перевозок постоянно снижалась, но, несмотря на значительное увеличение количества легковых автомобилей, продолжает оставаться достаточно высокой.
В Казани на сегодня уровень автомобилизации составляет 316 автомобилей на тысячу жителей, доля общественного транспорта в общем объеме перевозок - 58%.
Во-вторых, весной 2018 года истекает 5-летний срок контрактов, заключенных с перевозчиками, обслуживающими муниципальную маршрутную сеть. Поэтому до конца текущего года необходимо разработать новую и разыграть на конкурсе.
В-третьих, в связи с вступлением в силу в 2016 году Федерального закона (от 13.07.2015) №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации», предусматривающим разделение регулярных маршрутов на два вида: с регулируемым тарифом и нерегулируемым.
В Казани в настоящее время функционирует маршрутная сеть регулярных маршрутов с регулируемыми тарифами, что предполагает в соответствии с законом выплату перевозчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение транспортной работы.
Поэтому, в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, сохранения маршрутов с регулируемыми тарифами, большое значение приобретает точность и эффективность новой рациональной маршрутной сети, сформированной с учетом соответствующей тарифной политики и оптимизации бюджетной нагрузки.
Конкурс на выполнение работы по Разработке новой схемы маршрутной сети городского пассажирского транспорта был объявлен 31 мая текущего года.
Начальная цена контракта составила 25,4 млн руб., из них 13,4 млн руб – средства Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), 12 млн руб. – средства бюджета Республики Татарстан.
В работе конкурсной комиссии активное участие приняли заместитель министра транспорта РФ Николай Анатольевич Асаул, являющийся Национальным директором проекта ПРООН, а также представители Министерства транспорта Российской Федерации и менеджеры проекта.
Всего на конкурс было подано 7 заявок. Необходимо отметить, что выполнение проекта по г.Казани вызвало большой интерес у практически всех крупных российских институтов-разработчиков, имеющих соответствующий опыт и научный потенциал.
Оценка заявок участников проводилась по показателям квалификации, деловой репутации, опыта выполнения аналогичных работ, качественных характеристик. Также претенденты должны были предложить варианты улучшения выполняемой работы.
В совокупности этих показателей наибольшее количество баллов набрал ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта», г.Москва - НИИАТ, который и был объявлен победителем.
НИИАТ - это институт, имеющий богатый опыт разработки таких крупных проектов в сфере транспорта, как Транспортные стратегии Российской Федерации, Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России», Концепция транспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в России, многие отраслевые нормативные документы, а также маршрутную сеть городов Воронеж, Южно-Сахалинск, Иваново, Севастополь и др.
Основные требования, предъявляемые к разработке маршрутной сети, сводятся к обеспечению для пассажиров минимального количества пересадок при одной поездке и наименьших затрат времени и финансовых средств на поездку в любом направлении. А также обеспечение эффективного использования подвижного состава, т.е. равномерного их наполнения на всей длине маршрутной сети. Любая маршрутная система города должна соответствовать реально сложившимся пассажиропотокам, как по размерам, так и по направлениям.
Согласно техническому заданию предусматривается выполнение работы в несколько этапов, в течение 5 месяцев. Сдача работы и проведение экспертизы проекта планируются в декабре текущего года.
На первом этапе предполагается сбор исходных данных, в том числе проведение обследования пассажиропотоков и проведение анализа их объемов и основных направлений.
В качестве исходных данных предусматривается использование Генерального плана, транспортной модели города, электронной карты с функциональным зонированием территории, данных о размещении объектов зон тяготения (трудовой деятельности, вузы, торговые и спортивные центры и т.д.), данных по улично-дорожной сети, организации дорожного движения и движения общественного транспорта.
Второй этап - это разработка стандартов качества транспортного обслуживания, которая предусматривает разработку нормативов определяющих доступность транспортной системы, уровень организации работы на маршруте, затраты времени на передвижение, уровень комфортности поездки и др.
На третьем этапе предусматривается проведение оценки качества и эффективности транспортного обслуживания населения, а также формирование прогноза развития системы городского пассажирского транспорта, в том числе отдельных его видов, до 2023 года.
На четвертом этапе предусматривается разработка маршрутной сети городского пассажирского транспорта с учетом сформированных для г.Казани нормативов качества транспортного обслуживания.
Техническим заданием предусматривается разработка не менее двух вариантов маршрутной сети, один из которых приближен к существующему, а другой предусматривает создание нескольких вариантов эффективной сети в зависимости от уровня показателей качества, тарифов и объемов бюджетного субсидирования.
По каждому из вариантов обеспечивается расчет и обоснование количества и типов транспортных средств, режимов их работы, расчет объема бюджетных субсидий для обеспечения функционирования маршрутной сети, в том числе для сокращения транспортной дискриминации некоторых районов, расчет прогнозируемых объемов транспортной работы, доходности и себестоимости 1 километра пробега.
На пятом этапе предусматривается разработка тарифной политики с учетом обеспечения нормативов качества транспортного обслуживания, плана мероприятий по изменению маршрутной сети, а также количественная оценка объемов сокращения выбросов парниковых газов в результате внедрения новой маршрутной сети.
На шестом этапе предусмотрена разработка операционного транспортного плана перевозок городского пассажирского транспорта общего пользования в период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года в рамках разрабатываемой новой схемы маршрутной сети с учетом требований FIFA.
В настоящее время подписан договор на разработку маршрутной сети с НИИАТ, который размещен в Единой информационной системе в сфере закупок.
В конце прошлой недели состоялась первая рабочая встреча с представителями института, на которой обсудили и согласовали стратегию и методику проведения обследования пассажиропотоков, план дальнейшей работы.
Уже сейчас мы готовы начать обсуждение маршрутной сети общественного транспорта с жителями города. Предложения принимаются на транспортном сайте (www.kazantransport). Кроме того, их можно направить в Комитет по транспорту г.Казани, официальный портал Мэрии или по телефону горячей линии.
На этой неделе мы планируем разместить на транспортном сайте анкету-опросник для изучения мнения и предпочтений жителей города по работе городского пассажирского транспорта.
В заключение своего выступления прошу всех жителей города, а также коллег, находящихся в этом зале, принять активное участие в подготовке материалов для разработки новой, эффективной и удобной маршрутной сети общественного транспорта.