В целях анализа посещаемости и улучшения работы портала мы используем сервис «Яндекс.Метрика». Оставаясь на нашем портале, Вы выражаете свое согласие на обработку Ваших данных указанным сервисом.
Концепция деятельности дирекции
Главная цель, стоящая сегодня перед дирекцией – достижение положительного социально-экономического эффекта при проведении процедур закупок Казани путем балансировки интересов всех участников закупочного процесса в рамках существующих требований законодательства.
Особенностью закупочной деятельности является широкий спектр заказчиков. Дирекция осуществляет взаимодействие с более чем 670 заказчиками Исполнительного комитета, муниципальными унитарными предприятиями и другими заказчиками города.
Нивелирование рисков до и после создания дирекции
Нивелирование потенциальных рисков обеспечивается в первую очередь через реализацию следующих функций:
анализ эффективности и обоснованности отдельных запросов на выделение лимитов финансирования;
анализ закупок на соответствие рынку и оценка их обоснованности при согласовании закупочной документации;
осуществление функций централизованной закупочной комиссии для муниципальных заказчиков;
независимый анализ финансово-хозяйственной деятельности заказчиков.
За счет совместной реализации указанных функций обеспечивается детальное понимание дирекцией особенностей работы заказчиков и как следствие, достигается один из наиболее важных эффектов – снижение расходов на закупки и повышение качества и оптимальности закупочных механизмов.
Экономические итоги за 2017 год в части анализа и согласования лимитов на финансирование
По запросу от Финансового управления дирекция осуществляет анализ проектов выделения заказчикам лимитов финансирования закупок с целью анализа обоснованности планируемых закупок, ранее не учтенных в бюджете на текущий год. За 12 месяцев 2017 года по результатам рассмотрения было проанализировано 172 проекта выделения бюджетных средства на общую сумму 1 082 млн руб. (увеличение количества и общей стоимости проверяемых запросов на выделение дополнительных лимитов связано с увеличением потребности Финансового управления в проведении дополнительной экспертизы со стороны дирекции) и обеспечено снижение запросов на выделение лимитов в объеме 99 млн руб. или 9,1% (за аналогичный период 2016 года – 165 млн руб. или 28,6%).
В качестве примера можно привести наши предложения по альтернативному оборудованию системы кондиционирования для аппарата Исполнительного комитета. Альтернативная модель оборудования с характеристиками не хуже первоначальной марки позволила снизить стоимость с 3,3 млн руб. до 1,8 млн руб. (или 45,5%).
При анализе запроса на выделение средств на полную замену системы вентиляции для ДЮСШ «Волна» дирекцией была инициирована подготовка технического отчета о состоянии системы дымоудаления. Техотчет подтвердил работоспособность основных элементов системы. Таким образом, полная замена системы не потребовалась, а стоимость частичного ремонта оказалась дешевле более чем в 5 раз, снижение с 1,5 млн до 289 тыс. руб. (или 80,7%). На сэкономленные средства дирекцией предложено осуществить ряд других противопожарных мероприятий на объекте.
По проверке запроса Комитета внешнего благоустройства на выделение финансирования на содержание насосной станции, осуществляющей наполнение озера Лебяжье, на сумму 5,8 млн руб. за счет снижения затрат на персонал (с учетом требований эксплуатационной документации установленного насосного оборудования) выявлена экономия в размере 850 тыс. руб. (14,7%).
По запросу Управления гражданской защиты на проектирование ремонта убежища на сумму 4,8 млн руб., с учетом проверки возможности применения понижающего коэффициента на вид работ выявлена экономия в размере 1,8 млн руб. (37,5%). При этом также в рекомендованную к выделению сумму включены затраты на проведение государственной экспертизы проекта (в первоначальном запросе не учтены).
Однако общая картина демонстрирует положительную динамику повышения качества проработки заказчиками запросов на выделение дополнительных лимитов.
Экономические итоги закупочной деятельности за 2017 год
За 12 месяцев 2017 года в рамках 44-го федерального закона дирекцией было проанализировано 1 875 заявок на закупки структурных подразделений Исполнительного комитета и их подведомственных учреждений. Объем размещенного муниципального заказа по 44-ФЗ составил 1 179 конкурентных процедур на общую сумму 8 928 млн руб.
Среднее число участников закупочных процедур, подавших заявки на один лот по электронным аукционам, конкурсам и запросам котировок вырос с 3,1 участников в 2016 году до 3,3 участников в 2017 году.
В рамках консультирования муниципальных унитарных предприятий города дирекция формирует рекомендации для заказчиков в части возможности оптимизации начальной цены контракта, корректировки требований к объекту и объему закупки, условиям поставки, и по корректировке информации в закупочной документации, а также обеспечивает привлечение максимально широкого количества потенциальных участников закупок. За 12 месяцев 2017 года было рассмотрено 12 684 заявок на сумму 11 628 млн руб. на проведение закупочных процедур.
Ключевым результатом деятельности дирекции за 12 месяцев 2017 года является участие в обеспечении совокупной экономии на закупочных процедурах муниципальных заказчиков Исполкома, муниципальных унитарных предприятий города в общем объеме 585 млн руб. Данная экономия сформирована из следующих составляющих:
В рамках согласования закупочной документации муниципальных заказчиков Исполкома по 44-ФЗ достигнута экономия 8 млн руб. На этапе размещения закупок муниципальных заказчиков Исполкома, при проведении конкурентных процедур достигнута экономия 214 млн руб. (или 2,4%), за аналогичный период 2016 года экономия составляла 153 млн руб. (или 4,2%).
В качестве примеров можно привести экономию по заявке Комитета внешнего благоустройства на открытый конкурс по разработке проектно-сметной документации по мосту Миллениум и третьей транспортной дамбы для реализации планов обеспечения безопасности транспортной инфраструктуры Казани в рамках проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018. Дирекцией были найдены поставщики с более выгодными предложениями, соответствующие требованиям заказчика, экономия на этапе согласования заявки составила 1,0 млн руб. (или 18,5%). В открытом конкурсе приняло участие 7 поставщиков. По итогам проведения конкурентной процедуры экономия составила 1,7 млн руб. (или 31,5%). Таким образом общая экономия по закупке составила 2,7 млн руб. (или 50,0%).
На этапе экспертизы закупок муниципальных унитарных предприятий города по 2 574 заявкам (20,3% от общего объема) были выданы рекомендации по корректировке, в результате чего была обеспечена экономия в размере 74 млн руб. При этом общая экономия по состоявшимся торгам муниципальных унитарных предприятий города за 12 месяцев 2017 года составила порядка 289 млн руб.
В качестве примера можно привести экономию по заявке МУП «ПАТП №4» на поставку дизельного топлива. Дирекцией были предложены поставщики с более выгодными предложениями, экономия составила около 14 млн руб. (или 16,2%). В электронном аукционе приняли участие 2 поставщика. По итогам проведения конкурентной процедуры экономия составила 4,0 млн руб. (или 4,6%). Таким образом общая экономия по закупке составила около18 млн руб. (или 20,8%).
В качестве основных факторов снижения экономии порядка 450 млн руб. на закупочных процедурах муниципальных унитарных предприятий за 12 месяцев 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года необходимо выделить следующие:
Значительное увеличение муниципальными унитарными предприятиями объема закупок в 4 квартале 2016 года по 223-ФЗ, превышающие среднеквартальные значения, связанное с переходом на 44-ФЗ. Запланированные на 2017 год закупки муниципальными унитарными предприятиями были проведены в конце 2016 года в рамках 223-ФЗ. Объем закупок в 4 квартале 2016 года по сравнению с 4 кварталом 2015 года увеличился в 4 раза и составил 11 792 млн руб. Учитывая, проблемы, которые возникли в закупочной деятельности по 44-ФЗ в начале года, связанные с появлением дополнительного казначейского контроля, последующими техническими проблемами функционирования ЕИС и ограничениями в проведении закупок, данное решение можно считать крайне эффективным. Таким образом, часть экономии на закупочных процедурах 2016 года фактически должна быть отнесена к 2017 году.
Другим фактором является осуществление ряда крупных закупок транспортными муниципальными унитарными предприятиями, направленных на обновление основных средств, суммарный объем которых составил 573 млн руб., при этом при определении победителя была достигнута экономия в размере 246 млн руб. (или 43%).
Фиксируется общее повышение культуры и качества обоснования начальной цены закупок со стороны заказчиков, как учреждений Исполкома, так и муниципальных предприятий, в том числе в части поиска потенциальных поставщиков, формулирования требований к закупкам и т.д.
Также хотелось бы отметить, что совокупный результат экономии на закупках, в обеспечении которого приняла участие дирекция за время своего существования, составил 2 134 млн руб.
Совершенствование внутренней среды
На данный момент в дирекции реализована деятельность по анализу финансово-хозяйственной деятельности заказчиков, в рамках которого оцениваются следующие аспекты предприятий:
экономическая эффективность управленческих решений, включая анализ доходов и расходов деятельности заказчиков;
особенности систем учета и отчетности заказчиков: бухгалтерский, управленческий, складской, кадровый учеты и другие;
оценка полноты использования трудовых и материальных ресурсов предприятия, включая анализ оптимальности расходов на оплату труда и стимулирование персонала;
анализ имеющихся резервов повышения эффективности деятельности, включая возможности для снижения затрат и увеличения доходов.
По результатам проводимого анализа дирекцией формируются рекомендации по совершенствованию хозяйственной деятельности предприятий (с расчетом экономической эффективности), включая оптимизацию затрат, повышение доходности по текущей деятельности, выработку предложений по диверсификации выручки предприятия, изменение системы внутреннего контроля и учета предприятия.
За 2016-2017 гг. указанное направление деятельности дирекции было значительно расширено. Вектором развития является организационная оптимизация текущей деятельности муниципальных заказчиков Исполкома и муниципальных унитарных предприятий. Среди реализуемых задач необходимо выделить:
организационное обследование системы управления и функционала учреждения Исполкома, ответственного за эксплуатацию зданий и инфраструктуры учебных заведений города по результатам которого были разработаны рекомендации по оптимизации организационной структуры и штатной численности;
сопровождение учреждений Исполкома в части развития закупочной деятельности, включая подготовку предложений к целевой структуре закупочных подразделений, формирование требований к компетенциям персонала, поиск и отбор кандидатов на вакантные должности специалистов в сфере закупок заказчиков (дирекцией были проведены собеседования с более 35 кандидатами на вакансии специалистов и начальников секторов, учреждениям направлены предложения по кандидатам, на данный момент закрыт ряд вакансий);
проведение серии обучающих мероприятий для представителей муниципальных заказчиков по наиболее проблемным вопросам в сфере закупок (в 2017 году проведено 5 информационных семинара для заказчиков – учреждений Исполкома, сформирована программа проведения дополнительных обучающих мероприятий на 2018 год), также необходимо отметить, что в ежедневном режиме дирекция осуществляет консультации заказчиков;
внедрение и актуализация нормативно-методического инструментария нормирования затрат муниципальных заказчиков с учетом сложившейся практики, принятой на уровне федеральных органов власти (утверждено постановление о нормировании закупок муниципальных заказчиков, также нормативы доведены до муниципальных унитарных предприятий);
поддержание в актуальном состоянии регламента управления закупками товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд Казани (в августе была утверждена новая версия регламента с учетом актуальных изменений в законодательстве и необходимости совершенствования закупочных процессов).
Мероприятия по развитию на 2018 и 2019 годы
В 2018 году планируется усовершенствование внутренней методической и нормативной базы по анализу и рассмотрению заявок на закупки, включая развитие инструментария оценки обоснованности заявок заказчиков на закупочные процедуры, а также запуск и отработка функций выборочного контроля и анализа фактического исполнения заключенных контрактов в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ.
В 2018 году планируется дальнейшее развитие деятельности по реинжинирингу оргструктур муниципальных заказчиков Исполкома и муниципальных унитарных предприятий, включая обследование системы управления, проектирование процессов «как должно быть», оптимизация штатной численности. В настоящее время определяются наиболее целесообразные для проведения обследования области деятельности.
К концу 2017 года по муниципальным унитарным предприятий города сформировалась практика осуществления закупочной деятельности в соответствии с требованиями 44-ФЗ, которую необходимо проанализировать на возникающие ограничения и проблемы, включая риски основной деятельности муниципальных унитарных предприятий. При наличии соответствующего запроса со стороны муниципальных унитарных предприятий в дирекции в 2018-2019 гг. возможна организация централизованной закупочной системы для предприятий по аналогии с текущей деятельностью муниципальных заказчиков Исполкома.
В 2018 году считаю целесообразным рассмотреть возможность осуществления дирекцией экспертизы закупок в отношении всех акционерных обществ с участием города.