В следующем году планируют запустить ботов, которые освободят бухгалтеров от монотонной работы.
Фото: Денис Гордийко
«Бухгалтерия, финансы – это очень консервативный орган, который меньше всего хочет меняться, тем более изнутри. То, что там увидели такие резервы, заслуживает похвалы. Это хороший пилотный проект, который должен обязательно внедряться и дальше, не только в бухгалтерии, – сказал глава города. – В Год цифровизации столица должна быть в авангарде всех преобразований в республике. Чтобы по итогам года такие же результаты мы могли доложить уже по всем подразделениям Исполкома. Ничего невозможного здесь нет».
В 2020 году началась реализация проекта «Цифровая бухгалтерия», который предусматривает централизацию бухгалтерских служб Исполкома Казани и переход на современные стандарты обслуживания. Был проведен детальный анализ работы районных бухгалтерий, лучших практик, реинжиниринг процессов с учетом перехода на электронный документооборот (ЭДО) и отказа от лишних элементов согласования.
Впервые была разработана матрица нормирования, которая позволяет рассчитывать нагрузку по всем основным процессам на одного бухгалтера, а также применена новая прогрессивная система оплаты труда. Кроме того, 56 учреждений Управления образования были переведены на бухгалтерское обслуживание в отдел стандартизации, а также создан Центр бухгалтерского обслуживания (ЦБО), который с лета 2021 года осуществляет бухгалтерское обслуживание 500 учреждений образования, где работают более 40 тыс. человек.
По словам Ирека Мухаметшина, основным результатом реализации проекта является практически полный переход казанских учреждений на электронный документооборот (ЭДО) при взаимодействии друг с другом. На сегодняшний день уже 500 тыс. документов получено и отправлено по этой системе, а в планах на следующий год – 800 тыс. документов, что позволит отказаться от приобретения порядка 4-5 млн листов бумаги и убережет от вырубки около 470 деревьев.
«Почти 500 сэкономленных, не срубленных деревьев в год – это показатель. Молодцы, что приводите такие примеры, – отметил градоначальник. – В Год цифровизации, который был объявлен Президентом РТ, мы хотим видеть не менее значимые результаты, но уже по всем направлениям».
Также с внедрением ЭДО сотрудникам учреждений образования, а также родителям, чьи дети посещают детский сад, больше не нужно ездить за справками, добавил И.Мухаметшин. Речь идет, к примеру, о 2-НДФЛ, справке об отсутствии задолженности по родительской плате, справке для налогового вычета. По его словам, теперь они направляются онлайн в само учреждение для передачи заявителю. «В данном контексте отмечу, что Минцифры РТ по нашему запросу предварительно согласована доработка портала госуслуг РТ, которая позволит такие справки заказывать и получать через личный кабинет на портале», – сказал он.
Кроме того, ЭДО позволяет руководителям учреждений не терять время на поездку и пребывание в централизованной бухгалтерии. По результатам опроса, в среднем на это уходило от 1 до 2 часов дважды в неделю.
«Еще одним ярким примером эффективности цифровой трансформации бухгалтерии является отправка корешков по зарплате в электронном виде и ведение архива личных карточек сотрудников в цифре. В рамках ЦБО только перевод в электронной вид архива по карточкам дал нам эффект в 6 штатных единиц. Отметим, что ежемесячно ЦБО отправляет более 24 тыс. корешков для сотрудников учреждений образования», – рассказал начальник Финансового управления.
Он добавил, что для улучшения клиентского сервиса трижды в неделю проводятся онлайн-совещания со всеми учреждениями в формате «вопрос-ответ». Также был создан контакт-центр.
Кроме того, в рамках проекта успешно протестирована идея по установке двух мониторов на рабочих местах бухгалтеров для упрощения работы и исключения необходимости распечатки. До конца года планируется так оснастить 50% рабочих мест в ЦБО.
«Цифровая трансформация коснулась бухгалтерских программ, доступ к которым реализован через облачные сервера, что позволяет бухгалтеру работать в любом месте, где есть компьютер и интернет. Также внедрен режим комбинированной удаленной работы, когда бухгалтер работает в офисе и дома через день», – сообщил И.Мухаметшин.
«Внедренные инновации дают возможность удаленной работы, а это значит, что несмотря ни на какие вызовы, которые мы два года назад переживали и продолжаем переживать сегодня, работоспособность учреждений обеспечена при любых условиях», – сказал Мэр Казани.
По словам начальника Финансового управления, помимо взаимодействия между бухгалтерией и учреждением, поэтапно была проведена работа по изменению регламентов и переходу на электронный документооборот с государственными и муниципальными структурами. Проводится поэтапная работа по переводу на полный электронный документооборот крупнейших поставщиков услуг. На сегодня все ресурсоснабжающие организации работают по ЭДО. Только на них приходится порядка 30 тыс. документов в год.
«Проведенные мероприятия позволили оптимизировать штатную численность бухгалтеров на 20%, что дает экономию фонда оплаты труда в годовом исчислении около 40 млн рублей. Сейчас средний показатель по обслуживанию одного учреждения составляет 0,7 штатных единиц, что в 5 раз эффективнее по сравнению с учреждениями на самостоятельном учете. Таких учреждений у нас еще более 50», – добавил И.Мухаметшин.
Он отметил, что следующим этапом реализации проекта станет централизация оставшихся на самостоятельном учете учреждений социальной сферы и отдельных структурных подразделений Исполкома, а также внедрение ботов, которые позволят значительно сократить объем монотонной работы бухгалтера.
Так, по его словам, время регистрации одного документа для бухгалтера в среднем составляет 3 минуты 48 секунд. Если это будет делать бот, время операций сократится в 9 раз. Автоматизация этого процесса позволит снять пиковую нагрузку, которая чаще всего приходится на конец года. Всего таких операций по регистрации контрактов совершается около 40 тыс. в год. «Бот не совершает ошибок и не подвержен профессиональному выгоранию из-за монотонной работы. Сейчас мы совместно с руководителем проектного офиса тестируем, смотрим стабильность работы, вопросы безопасности», – рассказал докладчик.